С 25 по 29 марта 2019 года 70 школьников и педагогов Томской области приняли участие в профильной проектной смене в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

01 апреля, 09:16

Профильная проектная смена проведена в рамках деятельности Томского регионального центра выявления и поддержки одаренных детей Департаментом общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования» в соответствии с соглашением, заключённым с Фондом «Талант и успех» (Образовательный центр «Сириус»). Смена организована и проведена при поддержке НИ ТГУ и Томского физико-технического лицея.

Главными задачами смены стали: доработка реализуемых школьниками научно-технологических проектов, создание среды для общения с представителями науки, бизнеса и производства, расширение общего кругозора участников, а также погружение в актуальную научно-технологическую повестку дня.

Программа смены включала:

  • серию тренингов, направленных на командообразование, совершенствование навыков подготовки презентаций и публичных выступлений, овладение технологиями вывода проектов на рынок и поиска ресурсов для их реализации;
  • экскурсионно-образовательные программы на площадки Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, Томского центра управления энергосетями, действующей энергетической подстанции;
  • индивидуальную и коллективную работу, в том числе над проектами в лабораториях Томского государственного университета, Томского политехнического университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, Томского аграрного колледжа;
  • предзащиту проектов;
  • запись 1-минутных тиизеров о содержании и практической значимости проектов обучающихся;
  • ежедневную рефлексию событий смены с вожатыми педагогического отряда НИ ТГУ.

Ключевым событием смены стала очная публичная защита проектов в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», которая состоялась 28 марта.

В 2018-2019 учебном году на региональный конкурс представлены 20 проектов по направлениям: «Агропромышленные и биотехнологии»; «Умный город»; «Современная энергетика»; «Новые материалы»; «Генетика, персонолизированная и прогностическая медицина»; «Беспилотный транспорт и логистические системы» и «Когнитивные исследования».

В состав жюри конкурса вошли: представители профессорского преподавательского состава томских университетов и колледжей (НИ ТГУ, ТУСУР, ТГАСУ, СибГМУ, ТГПУ, Томский аграрный колледж), сотрудники производственных кампаний и институтов развития (НПО «Унитех», Центральные электрические сети, Информационный центр по атомной энергии г. Томска), предприниматели, специалисты Департамента здравоохранения Томской области и ОГКУ «Томскавтодор», сотрудники ОГБУ «Региональный центр развития образования» и ОГБУ «Облкомприрода».

 

В финальный день смены 29 марта состоялся итоговый круглый стол, в котором приняли участие представители университетов (НИ ТГУ, ТУСУР, ТГАСУ), Регионального центра развития образования, предприниматели и все участники смены. Обучающиеся и педагоги высказали своё отношение к программе и содержанию смены, отметив, чёткую организацию и продуманный регламент, серьёзное содержание, сложность и метапредметность проектов, высокую информативность смены, созданные условия для расширения общего кругозора. Кроме того, участники указали на возможности для приобретения навыков работы в режиме многозадачности, планирования своего времени, качественного выполнения поставленных задач в ограниченный промежуток времени в ходе смены.

Представители университетского сообщества и предприниматели отметили серьёзное содержание проектов и их высокий уровень проработанности (учитывая, что конкурс проводится для школьников 8-10 классов), подтвердили готовность к индивидуальной работе с проектными командами, отметили роль педагогов (наставников) в индивидуальном сопровождении участников. Эксперты сделали особый акцент на том, что потенциал сегодняшних школьников должен стать «локомотивом» развития нашего региона в ближайшем будущем, а участие в смене позволяет познакомиться с возможностями для талантливой молодёжи, которые в Томской области созданы уже сейчас.

Результаты конкурса по направлениям:

Направление «Агропромышленные и биотехнологии»:

I место – проект «W.E.L.L. – Water Earth Light Laboratory: робот для анализа верхних слоев почвы» (Ежова Инга, обучающаяся АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», МАОУ лицея № 1 имени А.С. Пушкина г. Томска), руководитель: Петров Дмитрий Дмитриевич, преподаватель АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум»;

II место – проект «Мир замкнутых экосистем» (Лазорин Данил, обучающийся МАОУ СОШ № 47 г. Томска), руководитель: Мелентьева Анастасия Викторовна, учитель биологии МАОУ СОШ № 47 г. Томска;

II место – проект «Исследование инкапсулированных и не инкапсулированных слоями полиэлектролитов цианобактерий и применение их свойств в виде нового способа генерации кислорода» (проектная команда: Копцев Данила, обучающийся АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», ОГБОУ «Томский физико-технический лицей»; Бакшеев Артём, обучающийся АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», МАОУ Сибирского лицея г. Томска; Кабанов Даниил, обучающийся АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», МАОУ СОШ № 2 г. Томска; Пурыскин Роман, обучающийся АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска), руководитель: Крючков Юрий Юрьевич, доктор физико-математических наук, профессор Отделения экспериментальной физики Инженерной школы ядерных технологий НИ ТПУ;

III место – проект «Применение целлюлозосодержащих сорбентов для улучшения экологического состояния водных ресурсов» (проектная команда: Юрьева Мария, Назарова Юлия, Басалаева Милиса, обучающиеся МАОУ «Планирование карьеры г. Томска), руководители: Егошина Анастасия Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска; Ротарь Ольга Васильевна, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, доцент Отделения химической инженерии НИ ТПУ.

Направление «Новые материалы»:

I место – проект «Пластиковая ферма» (проектная команда: Чечельницкий Матвей; Незамутдинов Эльдар, обучающиеся МБОУ «Кривошеинская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко»), руководитель: Чечнев Федор Евгеньевич, педагог дополнительного образования МБОУ «Кривошеинская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко».

Направление «Генетика, персонолизированная и прогностическая медицина»:

III место – проект «Чип здоровья» (проектная команда: Миронович Данила, Мазурова Екатерина, Дусар Михаил, Кванин Матвей, Неупокоев Максим, обучающиеся МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»), руководитель: Попович Андрей Алексеевич, педагог-организатор МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»;

III место – проект «Определение содержания тяжелых металлов в волосах человека методом инверсионной вольтамперометрии» (Черновская Алина, обучающаяся МБОУ лицея при ТПУ г. Томска), руководитель: Усова Надежда Терентьевна, кандидат химических наук, учитель химии МБОУ лицея при ТПУ г. Томска, председатель Томского регионального отделения межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь».

Направление «Умный город»:

I место – проект «Electric step» (проектная команда: Макаренко Алексей; Ситников Серафим; Курц Егор; Казин Павел; Еготинцев Тихон, обучающиеся МАОУ «Спасская СОШ» Томского района), руководитель: Ситникова Ирина Анатольевна, учитель физики МАОУ «Спасская СОШ» Томского района.

II место – проект «Виртуальность в реальности» (проектная команда: Галаган Илья; Измайлов Александр, обучающиеся АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», МАОУ гимназии № 13 г. Томска), руководитель: Стасевский Виктор Игоревич, педагог дополнительного образования АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум».

Направление «Беспилотный транспорт и логистические системы»:

I место – проект «Модель распределенной системы видеофиксации нарушений правил дородного движения» (Баталов Артём, обучающийся МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска, МАОУ гимназии № 29 г. Томска), руководитель: Репин Дмитрий Николаевич, заместитель директора по техническому направлению МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска;

II место – проект «Мобильный робототехнический комплекс для исследования лабиринта» (проектная команда: Волошин Иаков; Виноградов Егор, обучающиеся ОГБОУ «Томский физико-технический лицей»), руководители: Ример Дмитрий Игоревич, педагог дополнительного образования ОГБОУ «Томский физико-технический лицей»; Косаченко Сергей Викторович, заместитель директора по информационным технологиям ОГБОУ «Томский физико-технический лицей».

Направление «Когнитивные исследования»:

I место – проект «TIO (Timers, Input and Output), Freq (Frequencies), BRK (Balance Robot Kit)» (Алинский Владимир, обучающийся МБОУ СОШ «Эврика - развитие» г. Томска), руководитель: Литвинов Александр Викторович,
ведущий инженер – электроник «DI Group».

Направление «Современная энергетика»:

I место – проект «Модель МАОУ СОШ № 16 г. Томска с использованием солнечной электростанции» (проектная команда: Якушев Антон; Корнилов Дмитрий; Толкачев Артём), руководители: Зябрева Валентина Фёдоровна, учитель биологии МАОУ СОШ № 16 г. Томска; Явтишев Иван Викторович, учитель информатики МАОУ СОШ № 16 г. Томска.

По итогам конкурса 13 из 20 представленных проектов получили рекомендации к участию в заключительном отборочном (очно-заочном) этапе конкурса, который проводится Образовательным центром «Сириус» по завершению регионального этапа конкурса в период с 10 апреля по 15 мая 2019 г.

Контактная информация:

Лыжина Надежда Петровна, директор ОГБУ «Региональный центр развития образования», телефон 8 (3822) 516-125.

 

Справочная информация.

Целью Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к проектной, научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской деятельности, а также пропаганда научных знаний и достижений среди молодёжи, что отвечает задачам Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, федерального и регионального проекта «Успех каждого ребенка».

Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» в Томской области стартовал в сентябре 2018 г. на выездной вводной проектной смене, где обучающиеся и педагоги при поддержке экспертного сообщества разработали идеи научно-технологических проектов. В течение 2018-2019 учебного года авторы проектов принимали участие в дистанционном образовательном курсе «Сезон проектов_1819» (организован ОГБУ «Региональный центр развития образования» с целью сопровождения проектных команд и оказания им помощи в разработке проектов), проводили консультации с экспертами, выезжали в лаборатории университетов, реализовывали проекты.

Опубликовано:2019-04-01 09:16 | Обновлено:2019-04-10 11:21
    Комментариев нет.