Дата утверждения: 06.04.2018 00:00:00 Дата публикации: 06.04.2018 00:00:00 Номер: 57-1354 Тип: Информационные письма Департамента общего образования Томской области Орган исполнительной власти: Департамент общего образования

Письмо Департамента общего образования Томской области от 06.04.2018 г. № 57-1354 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования»

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина пр., д. 111, г.Томск, 634069
тел/факс (3822) 512-530
E-mail: k48@obluo.tomsk.gov.ru

ИНН/КПП 7021022030/701701001 

ОГРН 1037000082778

 

 

 

 

 

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

 

Руководителям подведомственных общеобразовательных организаций

 

Руководителям общеобразовательных организаций

 

 

 

От 06.04.2018 г. № 57-1354

на № ______________ от ______________

 

О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования

 

 

           

 

 

 

Департамент общего образования Томской области направляет для использования в работе рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования.

Приложение на 13 л. в 1 экз.

 

Начальник Департамента                                                                                   И. Б. Грабцевич

 

 

 

Евгений Валерьевич Степанов

8 (3822) 51 49 61

evs@obluo.tomsk.gov.ru

Оксана Михайловна Замятина

8 (3822) 55 79 89

toipkro@edu.tomsk.ru

 

Приложение

к письму Департамента общего образования

Томской области от 06.04.2018 г. № 57-1354

 

Методические рекомендации

по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования

 

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, учебный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы общего образования.

В соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 3, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096), а также в целях соблюдения действующего законодательства при организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях (далее – ОО) Томской области; формирования единых подходов к разработке нормативных документов, регламентирующих реализацию основной образовательной программы начального общего образования в 2018-2019 году, необходимо руководствоваться следующим пакетом документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 29 декабря 2014 г. № 1643, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060», зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1529; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 38; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 г. № 1677; приказ Минобрнауки Российской Федерации от 08.06.2017 г. № 535; приказ Минобрнауки Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 581; приказ Минобрнауки Российской Федерации от 05.07.2017 г. № 629);

- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г. № 19993);

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2011 № 19-337 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;  

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 № 40154);

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»);

- примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru).

Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) входит в организационный раздел основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивает реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план обеспечивает реализацию предметного содержания основной образовательной программы, создает основу для расписания занятий, а также обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Состав обязательной части годового учебного плана определяется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с учетом приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373» п. 4) и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (представлена в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации, http://fgosreestr.ru).

Реализация основной образовательной программы начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное или пролонгированное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», целесообразно при введении ФГОС НОО ОВЗ выстроить проектную модель, определяющую примерную последовательность и содержание действий по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в работу каждой образовательной организации. Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ: 2016-2017 уч. год - 1 классы; 2017-2018 уч. год - 1 и 2 классы; 2018-2019 уч. год - 1, 2 и 3 классы; 2019-2020 уч. год - 1, 2, 3 и 4 классы. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (протокол от 22.12.2015 № 4/15 решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию), размещены в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru).

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Согласно п.10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10 во избежание перегрузки обучающихся часы физической культуры могут быть реализованы не только в урочной, но и во внеурочной деятельности школьников. Интеграция урочной и внеурочной деятельности для реализации требуемого СанПиН 2.4.2.2821-10 трехчасового недельного объема уроков физической культуры также актуальна для школ, которые пока еще не располагают необходимой материальной базой для проведения трех уроков физической культуры. Внеурочная форма третьего часа физической культуры согласуется с решением Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.11.2011 № 2 и решением Экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2011 № 3 «Об использовании в общеобразовательных организациях образовательных программ, расширяющих базовое содержание уроков физической культуры». Например, программы по мини-настольному теннису, фитнес-аэробике, фигурному катанию и др. Программы по ритмике к числу таких программ не отнесены, так как данный курс имеет больше эстетический, чем физический уклон.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, а также отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образовательной деятельности при получении основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

 

Стандарт определяет основные задачи реализации предметных областей (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Основные задачи реализации предметных областей

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Русский язык и литературное чтение

Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средство общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

2

Иностранный язык (наименование)

Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной речи с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке

3.

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

4.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

5.

Основы религиозных культур и светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

6.

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

7.

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

8.

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового образа жизни.

 

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает:

  • увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение познавательных интересов, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с учетом региональных и этнокультурных особенностей региона и специфики образовательной организации.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (http://fgosreestr.ru).

При формировании данной части учебного плана необходимо учитывать следующее: соотношение часов, отводимых на обеспечение запросов и потребностей обучающихся, и часов, отводимых на курсы (предметы, виды деятельности и т.д.), отражающие специфику образовательной организации, определяется организацией самостоятельно.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обсуждается на родительских собраниях, формируется с учетом пожеланий участников образовательных отношений (детей, родителей, либо законных представителей) согласовывается с членами педагогического и Управляющих советов, после чего окончательно утверждается руководителем образовательной организации.

Основа годового учебного плана – сетка часов на неделю. Образовательная организация устанавливает самостоятельно количество часов на освоение рабочих программ по предметам обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. На часть, формируемую участниками образовательных отношений принято отводить от 1 до 3 часов в неделю. Примерный состав учебных предметов и курсов учебного плана начального общего образования может быть представлен следующим образом* (таблица 2):

Таблица 2

Состав учебных предметов и курсов учебного плана ООП НОО

Обязательные предметные области

Предметные области части учебного плана

Рекомендуемые курсы части, формируемой участниками образовательных отношений

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

Филология для начинающих

Литературное чтение

 Иностранный язык

Иностранный язык (наименование)

 

Математика и информатика

Математика

Занимательная математика

Основы информатики

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

Природа нашего края

Основы религиозных культуры и светской этики

 

 

Основы светской этики

Нецелесообразно расширение предметной области

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы буддийской культуры

 

Основы иудейской культуры

 

Искусство

Музыка

Художественное творчество

Изобразительное искусство

Технология

Технология (труд)

 

Физическая культура

Физическая культура

Нецелесообразно расширение предметной области

* Савиных, Г.П. Разработка учебного плана в начальной школе /Управление начальной школой № 5. -2016 г. Ст.45.

 

В целях постепенного наращивания учебной нагрузки при «ступенчатом» режиме обучения в первом полугодии в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода:

по 3 урока в день по 35 минут каждый в сентябре-октябре;

по 4 урока по 35 минут каждый в ноябре-декабре;

по 4 урока по 40 минут каждый в январе-мае.

        В соответствии с п. 10.9, СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189 продолжительность урока для 2-4-х классов не должны превышать 45 минут (по решению образовательной организации). Для детей с ограниченными возможностями здоровья – 40 минут.

        Образовательные организации самостоятельно определяют продолжительность учебной недели - 5 или 6 дней, в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. В первом классе допускается только пятидневная учебная неделя. В соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 - 10, во 2-4-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 26 часов, при 5-дневной учебной неделе - 23 часа. Для детей с ограниченными возможностями здоровья допускается 5-дневная учебная неделя.

Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — 13 недель.

Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 – 3 -м - до 1,5 ч., в 4-м - до 2 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30). В первом классе обучение ведется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования в редакции протокола № 1/15 от 08.04.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию предлагаем примерный учебный план начального общего образования (таблица 3, таблица 4).

Таблица 3

Недельный учебный план для I-IV классов

общеобразовательных организаций (5-дневная учебная неделя)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

 

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

4

4

4

4

16

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Иностранный язык

Иностранный язык (наименование)

 

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир (Человек, природа, общество)

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология (Труд)

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура**

3

3

3

3

12

 

Итого:

20

22

22

22

86

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе

1

1

1

1

4

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

90

**Согласно редакции п.10.20 Сан ПиН 2.4.2.2821-10 часы физической культуры могут быть реализованы не только в урочной, но и во внеурочной деятельности школьников.

Таблица 4

Недельный учебный план для I-IV классов

общеобразовательных организаций (6-дневная учебная неделя)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

II

III

IV

Обязательная часть

 

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

5

5

5

15

Литературное чтение

4

4

4

12

Иностранный язык

Иностранный язык (наименование)

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

12

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир (Человек, природа, общество)

2

2

2

6

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

3

Изобразительное искусство

1

1

1

3

Технология

Технология (Труд)

1

1

1

3

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

9

 

Итого:

23

23

24

70

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 6-дневной неделе

3

3

2

8

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

26

26

26

78

 

Промежуточная аттестация обучающихся начальных классов – это установление уровня достижения результатов освоения ими содержания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом образовательной организации в составе основной образовательной программы начального общего образования. Промежуточная аттестация проводится по всем предметам учебного плана.

Согласно п.10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, установление форм, периодичности и порядка их проведения.

Подходы к отражению форм промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане начального общего образования могут быть представлены следующим образом:

Первый подход. В пояснительной записке учебного плана начального общего образования в разделе «Общие положения» отдельным пунктом/подпунктом указываются сведения о формах промежуточной аттестации обучающихся:

•проведение промежуточной аттестации обучающихся в образовательной организации регулируется следующей локальной нормативной базой: (и далее по тексту указывается название локального нормативного акта (или актов) с выходными данными, например, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в образовательной организации и Положение о системе оценивания обучающихся в образовательной организации и др.);

•объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся определен календарным учебным графиком образовательной организации на 20_/_ уч. год (в тексте пояснительной записки учебного плана календарный учебный график может быть представлен или фрагментом, или даны только его выходные данные (номер и дата приказа), ссылка на сайт, где он размещен, поскольку согласно п.9, п. 10 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ он включается в ООП НОО или издается отдельным документом***), таблица 5.

Таблица 5

 Формы промежуточной аттестации обучающихся

Формы промежуточной аттестации

Периоды освоения ООП НОО

Срок проведения

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Русский язык

 

 

 

 

Контрольное списывание

+

 

 

 

Диктант с грамматическим заданием

+

+

+

 

Словарный диктант

+

+

+

 

Изложение

 

+

+

 

Комплексная контрольная работа

 

 

+

 

Иное

 

 

 

 

Литературное чтение

 

 

 

 

Тематический тест

+

+

+

 

Выразительное чтение

+

+

+

 

Эссе на основе художественного текста

 

+

+

 

Выступление с сообщением 

 

 

+

 

Иное

 

 

 

 

Иностранный язык

 

 

 

 

Словарный диктант

+

+

+

 

Перевод с иностранного языка на русский

 

+

+

 

Иное

 

 

 

 

Математика

 

 

 

 

Устный счет

+

+

+

 

Решение задач

+

+

+

 

Комплексная контрольная работа

 

 

+

 

Иное

 

 

 

 

Окружающий мир

 

 

 

 

Тематический тест

+

+

+

 

Проект

 

+

 

 

Комплексная контрольная работа

 

 

+

 

*** Савиных, Г.П. Разработка учебного плана в начальной школе /Управление начальной школой № 5. -2016 г. Ст.43.

 

По всем остальным предметам обязательной части учебного плана рекомендуется использовать разные формы промежуточной аттестации, предусмотренные рабочими программами и учитывающие индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

 

Второй подход****. Формы промежуточной аттестации обучающихся на усмотрение администрации образовательной организации могут быть представлены в другом формате – не в пояснительной записке, а в сетке часов учебного плана.  Например, в сетку часов учебного плана ООП НОО добавляется вертикальный столбец «Формы промежуточной аттестации обучающихся» (таблица 6).

Таблица 6

Отражение промежуточной аттестации в учебном плане (вариант 1)

Предметные области

Учебные предметы

Класс/Количество часов в неделю

Формы промежуточной

аттестации обучающихся

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

 

 

 

Диктант

 

Иностранный язык

Иностранный язык (наименование)

 

 

 

Контрольная работа

Математика и информатика

Математика

 

 

 

Контрольная работа

Технология

Технология

 

 

 

Учебный проект

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир (Человек, природа, общество)

 

 

 

Контрольная работа

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

Учебный проект

Искусство

Музыка

 

 

 

Предусмотренные рабочей программой

Изобразительное искусство

 

 

 

 Предусмотренные рабочей программой

Физическая культура

Физическая культура

 

 

 

Сдача нормативов (индивидуальный подход)

Итого

 

 

 

 

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 

 

 

 

 

 

Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной неделе

 

 

 

 

 

Данную форму аттестации обучающихся удобно применять в том случае, если сетка часов учебного плана составляется на параллель классов. При определении одинаковых предметов на промежуточную аттестацию могут быть выбраны различные формы ее проведения.

Другой вариант отражения промежуточной аттестации в учебном плане представлен в таблице 7.

Таблица 7

Отражения промежуточной аттестации в учебном плане (вариант 2)

Предметные области

Учебные предметы

Класс / Количество часов в неделю

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

 

 

 

Литературное чтение

Иностранный язык

Иностранный язык (наименование)

 

 

 

Математика и информатика

Математика

 

 

 

Технология

Технология

 

 

 

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Окружающий мир (Человек, природа, общество)

 

 

 

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

 

 

 

Искусство

Музыка

 

 

 

Изобразительное искусство

 

 

 

Физическая культура

Физическая культура

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 

 

 

 

 

Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной неделе

 

 

 

 

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Математика – онлайн-тестирование

Русский язык – диктант

 

Комплексная работа

****Губанова, Е.В. Формирование учебного плана начального общего образования: актуализация вопроса/Управление начальной школой № 4. -2015 г. Ст.16 -27

 

При отражении форм промежуточной аттестации в учебном плане необходимо подтверждать их действующими локальными нормативами, регламентирующими оценку и учет образовательных достижений обучающихся, а также согласовывать с содержанием раздела «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Приобретение образовательной организацией учебников осуществляется в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с учетом внесения изменений.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

 

План внеурочной деятельности - обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности при получении начального общего образования.

Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности или выбирает один из предлагаемых примерных планов.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Реализуется в формах, отличных от урочных, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.

Количество направлений развития личности определяется с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность (имеющихся условий кадрового, материально – технического и программного обеспечения), в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы. Выбор направлений развития личности осуществляется добровольно участниками образовательных отношений: обучающимися и их родителей (законных представителей).

В соответствии с ФГОС общее количество часов на организацию внеурочной деятельности при получении начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения. Максимально допустимая учебная нагрузка, установленная пунктом 10.5 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, распространяется только на учебный план общеобразовательной организации, в том числе часть, формируемую участниками образовательных отношений. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных разновозрастных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

 

Примерный план внеурочной деятельности (вариант 1)

 

 

Направления развития личности

Наименование рабочей программы

Количество часов в неделю

Всего

I

класс

II

класс

III

класс

IV

класс

Спортивно-оздоровительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеинтеллектуальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

до 10 часов

до 10

часов

до 10

часов

до 10

часов

до 40

часов

 

 

 

Примерный план внеурочной деятельности (вариант 2)

 

Направления развития личности

Наименование рабочей программы[1]

Количество часов в неделю

Всего

В неделю

В год[2]

В неделю

В год

В неделю

В год

В неделю

В год

 

I

класс[3]

II

класс

III

класс

IV

класс

 

Спортивно-оздоровительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеинтеллектуальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целях достижения результатов освоения основной образовательной программы с учетом разных направлений развития личности разрабатываются и реализуются программы внеурочной деятельности.

В обоих случаях в пояснительной записке необходимо указать более полную информацию об особенностях реализации часов внеурочной деятельности:

Наименование рабочей программы

Классы

Кол-во часов в год

Продолжительность занятий[4]

Распределение часов

Формы организации[5]

Руководитель

Место проведения[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.

В реализации внеурочной деятельности с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.

Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут использовать психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («цифровое портфолио»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Указать формы организации внеурочной деятельности: сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, студии, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования.

[2] Возможное распределение часов внеурочной деятельности: еженедельное или неравномерное в течение всего учебного года, с учетом каникулярного времени и выходных дней, в зависимости от задач, поставленных при реализации программы внеурочной деятельности. При этом в обоих случаях оплата за часы может производиться согласно тарификации (где указывается недельная нагрузка). Кроме того, в случае неравномерного распределения времени в течение учебного года, возможна оплата за конкретное количество отработанных часов (по приказу о дополнительной тарификации на месяц, четверть, полугодие за счет часов, вынесенных на вакансию, или по аутсорсингу).

[3] Возможно составление плана внеурочной деятельности для каждого класса, классов параллели (1 – ых, 2 – ых и т.д.)

[4] Продолжительность занятий зависит от возраста обучающихся и вида деятельности. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором во время образовательной деятельности составляет: для обучающихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для обучающихся 3 - 4 классов - не более 25 минут.

[5]Формы организации - художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность (учебный проект).

[6] При организации внеурочной деятельности обучающихся возможны варианты использования ресурсов учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использовать возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.