Дата утверждения: 08.06.2017 00:00:00 Дата публикации: 08.06.2017 00:00:00 Номер: 2110/01-08 Тип: Информационные письма Департамента общего образования Томской области Орган исполнительной власти: Департамент общего образования

Письмо Департамента общего образования Томской области от 08.06.2017 г. № 2110/01-08 «О преподавании в общеобразовательных организациях учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2017/2018 учебном году»

 

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина пр., д. 111, г.Томск, 634069
тел/факс (3822) 512-530
E-mail: k48@obluo.tomsk.gov.ru

ИНН/КПП 7021022030/701701001 

ОГРН 1037000082778

 

 

 

 

 

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

 

Руководителям подведомственных общеобразовательных организаций

 

Руководителям общеобразовательных организаций

 

 

08.06.2017       № 2110/01-08

на № ________________       от       __________________

 

О преподавании в общеобразовательных организациях учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2017/2018 учебном году

 

 

 

 

Департамент общего образования Томской области направляет для использования в работе рекомендации о преподавании в общеобразовательных организациях учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2017/2018 учебном году.

Приложение на 13 л. в 1 экз.

 

 

И.о. начальника Департамента                                                                        Е.В. Вторина

 

 

 

Евгений Валерьевич Степанов

8 (3822) 51 49 61

evs@obluo.tomsk.gov.ru

Оксана Михайловна Замятина

8 (3822) 55 79 89

zamyatina@tpu.ru

Светлана Анатольевна Малыгина

8 (3822)90 20 34

msaeureka@mail.ru

 

 

Методические рекомендации по организации образовательных отношений в рамках предметов «История России» и «Всеобщая история» в общеобразовательных организациях Томской области в 2017-2018 учебном году

 

 

В связи с переходом на ФГОС основного и среднего общего образования и принятием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории изменяется содержание обществоведческих курсов, их структура, формы итоговой аттестации, научно-методические основы создания и использования учебно-методических комплексов по истории. Происходит поэтапный переход на с концентрической системы обучения на линейную систему преподавания, введение новых учебно-методических комплексов по «История России».

Преподавание учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в 2017 – 2018 учебном году организуется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644, ред. от 31.12.2015);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015г., регистрационный № 35915);
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 года, регистрационный № 40937);
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1529; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года № 38; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 г. № 1677);
  7. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=184948;req=doc;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528);
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40154);
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: 2009. http://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf;
  12. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2015 г.». http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html;
  13. Концепция нового УМК по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);
  14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». http://mosmetod.ru/files/Obschestvoznanie/struktura_rabochey;
  15. Письмо Департамента общего образования Томской области от 18.04.2017 г. г. № 1360/01-08 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2017-2018 учебный год, реализующих ФГОС основного общего образования»;
  16.  Письмо Департамента общего образования Томской области от 18.04.2017 г. № 1358/01-01 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2017-2018 учебный год, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) - http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo.

 

Общие положения

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России в мире. С целью повышения качества школьного исторического образования 19 мая 2014 года принята Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт (Вестник образования, 2014, № 13) - http://rushistory.org/images/documents/kon).

Концепция определила базовые принципы исторического образования:

- преемственность исторических периодов;

- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

- ценности гражданского общества;

- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании патриотизма;

- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

- познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

- непрерывность исторического образования на протяжении всей жизни.

Историко-культурный стандарт внес ряд изменений в содержание курса «История России»:

- уточнены историческая периодизация и некоторые даты;

- определен ряд некоторых понятий (ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г., культурное пространство и др.);

- выделены «трудные вопросы» истории, на которые в обучении истории необходимо обратить особое внимание;

- усилена патриотическая направленность курса;

- уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;

- включен обязательный региональный компонент при изучении предмета «История России»;

- введена линейная модель обучения истории (5-10 классы).

Реализация обновленного содержания Историко-культурного стандарта (далее - ИКС) должна сопровождаться изменениями в методологических подходах, которые также определены во ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и ИКС, это:

- системно-деятельностный подход, который является ключевым методологическим принципом федеральных государственных образовательных стандартов и ИКС, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;

- многоуровневое представление истории России в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

- антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

 

Об изменениях в содержании учебных предметов «История России» и

«Всеобщая история» в 2017-2018 учебном году

Основные действующие нормативные документы, перечисленные выше и концепция Историко-культурного стандарта меняют методологические подходы и вносят изменения в структуру и содержание учебных предметов «История России» и «Всеобщая история», и, как следствие, в ее организацию.

Организация образовательных отношений в урочной деятельности

В 2017-2018 учебном году по ФГОС ООО обучаются 5-7 классы, 8-11 классы продолжают обучение в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

При организации обучения по учебным предметам «История России» и «Всеобщая история» рекомендуем использовать учебно-методические комплексы, которые отражают новое содержание и новые методологические подходы в соответствии с Историко-культурным стандартом (см. таблица 4, таблица 5).

При использовании учебников, которые не вошли в Федеральный перечень, необходимо руководствоваться методическими положениями, изложенными в утвержденной Концепции нового учебно-методического комплекса по «Истории России».

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по «Истории России» осуществляется переход на линейную систему обучения. Содержание учебников, закупленных до вступления в силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 г. № 1677, может быть использовано с учетом принятой синхронизации курсов истории в течение 5 лет с момента его утверждения (в соответствии с приказом Минобрнауки от 8 июня 2015 г. № 576 статья 2 и приказом Минобрнауки от 26 января 2016 г. № 38, статья 2).

С 1 сентября 2017 года, продолжив работу по учебникам, не вошедших в Федеральный перечень, необходимо разработать рабочие программы по предмету «История России» с учетом примерных программ курсов «История России» и «Всеобщая история», рекомендованных Министерством образования и науки РФ, построенных на основе ИКС и реализующихся рабочих программ по предмету (5-7 классы).

Структура рабочих программ по предметам, реализующимся в 5-7 классах разрабатывается образовательной организацией и утверждается локальным актом с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» и письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Рабочая программа учебного предмета должна содержать обязательные разделы:

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета;

- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

С целью синхронизации содержания учебных предметов «Истории России» и «Всеобщая история» необходимо провести корректировку рабочей программы по предмету «Всеобщая история» с учетом соответствия основных содержательных линий (см. таблица1, таблица 2). Рекомендуется углубленное, более детализированное изучение ключевых тем «Всеобщей истории» в 7-11 классах, что делает возможным хронологическое выравнивание данных предметов.

Курс «История России» должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов и локальную историю (история региона, прошлое родного города, села). Вариант включения данного компонента представлен в таблице 3. В соответствии с Историко-культурным стандартом на изучение локальной истории должно быть отведено 15-20% учебного времени. События локальной истории должны дополнять изучаемые в курсе «Истории России» основные события российской истории. Содержание локальной истории Томской области необходимо тематически отразить в классном журнале.

В соответствии с ПООП ООО с 2017/2018 учебного года рекомендуется ввести следующую последовательность изучения учебных предметов: «Всеобщая история», затем «История России».

В случае организации инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), но с сохранным интеллектом, требуется составление адаптированных рабочих программ по данным предметам.

При работе с детьми ОВЗ могут использоваться следующие методические приемы: комментированное выполнение заданий, предоставление алгоритмов действий; повторение инструкций к выполнению заданий, обеспечение аудио-визуальными и другими техническими средствами обучения; зрительный контакт с обучающимся во время объяснения задания; чередование занятий и физкультурных пауз, смена видов видов деятельности, предоставление дополнительного времени для завершения задания; предложение заданий на печатной основе, которые требуют минимального заполнения, индивидуальный подход к оцениванию ответов; дублирование в печатном виде заданий, написанных на доске. Более подробное описание организации образовательных отношений с обучающимися с ОВЗ представлено в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" от 30 марта 2016 г.

 

 

Организация образовательных отношений во внеурочной деятельности

1. В 5-7 классах, обучающихся по ФГОС ООО, может быть организована внеурочная деятельность по «Истории России» и «Всеобщей истории», направленная на более глубокое усвоение данных предметов, овладение обучающимися навыками работы с теоретическим материалом, различными источниками, а также организацию исследовательской и проектной деятельности, в том числе краеведческой направленности.  

 2. Деятельностный подход к организации внеурочной работы не только изменяет сущность мероприятий, но и открывает новые средства, которые могут быть задействованы в школьном образовании и воспитании. В частности, веб-сайты, которые можно использовать не только как источник (базу данных), но и как средство активной познавательной и коммуникативной деятельности; квесты (интеллектуальное соревнование, деловая игра), флешмобы (массовые акции, формы выражения общественного мнения).

3. Региональный аспект содержания внеурочной работы: изучение персональной истории, локальной истории, устной истории (фольклор) является актуальным полем овладения новыми познавательными умениями, способом приобщения к культурным ценностям, формирования гражданской идентичности.

4. Рабочая программа внеурочной деятельности должна содержать обязательные разделы:

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности;

- тематическое планирование.

 

Организация подготовки к итоговой аттестации

В 2018 году в 5 классах Всероссийская проверочная работа по «Всеобщей истории» будет проведена в штатном режиме, поэтому учителям необходимо проанализировать структуру предложенных работ, типологию заданий, полученные результаты. Рекомендуем включать варианты заданий из измерительных материалов в текущий контроль успеваемости во всех классах, адаптируя их к реализуемому УМК. 

В связи с принятием ИКС и введением в практику новых УМК произошли изменения в итоговой государственной аттестации по «История России». Экзаменационная работа 2017/2018 учебного года будет охватывать содержание курса «Истории России» с древнейших времен до наших дней с включением элементов «Всеобщей истории» (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.). Обучающимся нужно уметь давать краткую характеристику исторических периодов в соответствии с периодизацией ИКС, в которую должны должны быть включены:

- основные события, явления, процессы, между ними должны быть проведены причинно-следственные связи;

- понятия и термины, относящиеся к периоду (содержатся в конце каждого раздела по ИКС);

- даты основных событий;

- имена исторических деятелей, относящихся к периоду;

- использованные источники, относящиеся к данному историческому периоду.

Таким образом, новые требования к обучающимся при сдаче ЕГЭ ориентируют учителя на изменения в обучении данных предметов в части содержания и методики. Оптимальной моделью обучения предметам «История России» и «Всеобщая история» на ступени среднего общего образования является блочно - модульная технология, которая учитывает принципы системно - деятельностного подхода к организации образовательных отношений и позволяет реализовать следующие цели и задачи в обучении, актуальные для данного возраста:

- развитие ориентиров гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- развитие умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Алгоритм блочно-модульной технологии и ее особенности в обучении данных учебных предметов состоят в том, что содержание исторического материала разбито на модули (ими должны быть разделы и темы ИКС).

Этапы реализации технологии:

На первом этапе (вводное занятие изучения нового материала, 1-2 часа) происходит актуализация знаний и постановка основной проблемы темы. В процессе системного изложения материала учителем с элементами беседы и проблемного диалога обучающимися должны быть усвоены основные системные знания по изучаемой теме: основные события, понятия, названы основные персоналии, документы, даты, усвоены все причинно-следственные связи между основными фактами изучаемого периода и даны краткие альтернативные оценки основных событий.

Особенностью вводного урока к блоку (теме) учебного предмета должна быть высокая степень систематизации материала. Для этого используются сравнительные таблицы, схемы и графики, они составляются учителем совместно с обучающимися.

 Такая работа способствует логическому развитию исторического мышления школьников и позволяет понимать место второстепенного материала в историческом процессе.

На занятии по блочно-модульной технологии применяется следующие подходы:

- многофакторный подход в обучении «Истории России» и «Всеобщей истории», рекомендованный в ИКС, позволяющий проследить, как в ключевых событиях и процессах отечественной истории переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников исторических событий;

- многоуровневый подход, позволяющий с помощью синхронизации курсов «Истории России» и «Всеобщей истории», сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории раскрыть своеобразие и неповторимость российской истории и ее связь с ведущими процессами мировой истории.

Таким образом, формируется исторический подход к оценке событий, позволяющий проводить пространственный анализ не только исторических, но и современных событий, процессов и явлений и способствует усвоению концептуальных идей и основного содержания, что позволит обучающимся успешно справиться с большим объемом заданий ЕГЭ и написать историческое сочинение.1

На втором этапе обучения с помощью деятельностных технологий (кейс, РКМЧП, проект и других) происходит углубленное изучение отдельных, наиболее важных событий или явлений изучаемого периода. При этом преимущественно применяется антропологический и историко-культурный подход.

Второй этап способствует формированию следующих компетенций обучающихся:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и интерпретацию исторических событий;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе сформированных представлений об общих закономерностях исторического процесса;

- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры типов деятельности;

- использовать исторические сведения для аргументации позиции в ходе дискуссии.

Большое внимание в обучении «Истории России» и «Всеобщей истории» необходимо уделять визуализации, так как культурно-исторический подход, который сегодня становится одним из основных в обучении истории может быть эффективно реализован только через привлечение изобразительной наглядности и знакомство с памятниками культурного наследия.

________________________________________________________________________________

1Методические рекомендации по подготовке к историческому сочинению приводятся в статье О.В. Воробьевой и А.А.Домахина «Проблемные вопросы методической подготовки к написанию исторического сочинения в формате ЕГЭ».  Журнал «Преподавание истории в школе» (№10, 2015, с.52-54).

Третий этап (рефлексия-обобщение, 1-2 урока) может быть организован в одной из следующих форм: семинар-обобщение, коллоквиума, тестирования и пр. Это позволит повторно систематизировать знания, проводя причинно-следственные связи между основными событиями и включать в систематизацию второстепенный материал.

Таким образом, блочно-модульная технология позволяет организовать образовательные отношения при изучении учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, Историко-культурного стандарта и способствует достижению современных образовательных результатов.

 

Таблица 1

 

Синхронизация предметов «Всеобщая истории и «Истории России» по линейной системе (ФГОС ООО) в 2017-2018 учебном году

 

Класс

Всеобщая история

История России

Содержание

Рекомендованное количество часов

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

5 класс

История Древнего мира

Первобытность.

Древний Восток.

Античный мир.

Древняя Греция.

Древний Рим.

68-70

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

0

 

 

 

 

6 класс

История Средних веков VI-XV вв.

Раннее средневековье.

Зрелое средневековье.

Страны Востока в Средние века.

Государства доколумбовой Америки.

28-30

От Древней Руси к Российскому государству VIII –XV вв.

Восточная Европа в середине 1 тысячелетия н.э.

Образование государства Русь.

Русь в конце Х – начале ХII в.

Культурное пространство.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Культурное пространство.

Формирование единого Русского государства в XV веке.

Культурное пространство.

40-38

7 класс

История Нового времени

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

22-24

Россия в XVI–XVIII вв.

Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству.

Смута в России.

Россия в XVII веке.

Культурное пространство.

Наш регион в XVI – XVII вв.

Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи.

Россия в эпоху преобразований Петра I.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I.

Наш регион в XVIII веке.

44-46

 

Таблица 2

 

Синхронизация курсов «Всеобщей истории и «Истории России» и количество часов на их изучение по концентрической системе (ФК ГОС 2004 г.) в 2017-2018 учебном году

 

Класс

Всеобщая история

История России

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

 

 

 

 

 

8 класс

Новая история зарубежных стран XIX начало XX в.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке.

Народы Африки в Новое время.

Развитие культуры в XIX в.

Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900—1914 гг.

Первая мировая война (1914-1918 гг.).

 

 

 

 

22-24

История России XIX начало XX в.

Россия на пути к реформам (1801–1861).

Александровская эпоха: государственный либерализм.

Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.

Крепостнический социум. Деревня и город.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Пространство империи: этнокультурный облик страны.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.

Россия в эпоху реформ.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.

«Народное самодержавие» Александра III.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Этнокультурный облик империи.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.

Кризис империи в начале ХХ века.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.

Общество и власть после революции.

«Серебряный век» российской культуры.

Наш регион в XIX в.

Российская империя в первой четверти XIX в.

Российская империя в 1825—1855 гг.

Российская империя во второй половине XIX в.

Российская империя в начале XX в.

44-46

 

 

 

 

9 класс

Новейшая история зарубежных стран: XX – начало XXI вв.

Мир в 1918-1939 гг. Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Мир во второй половине ХХ – начале ХХI в.

 

 

 

 

 

22-24

История России XX– начало XXI вв.

Россия в 1917—1921 гг.

СССР в 1922—1941 гг.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.

Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.

СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.).

Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в.

Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)

68-70

10 класс

Базовый уровень

Всеобщая история

 

18

История России

50

10 класс

Профильный уровень

Всеобщая история

 

34

История России

102

11 класс Базовый уровень

Всеобщая история

 

18

История России

50

11 класс

Профильный уровень

Всеобщая история

 

34

История России

102

 

Таблица 3

Вариант включения локальной истории в курс «Истории России»

№№

Учебные годы

Изучаемый период по истории России

Примерное содержание истории Томской области на уроках истории России

1

 

6 класс

От Древней Руси к Российскому государству. VIII –XV вв.

Археологические раскопки на территории Томской области: жизнь и быт племен. Ханты. Манси. Татары. Народы Сибири в период великого переселения народов. История открытия Сибири.

Завоевание Сибири монголами. Сибирское ханство

2

 

7 класс

Россия в 16-18 вв.

Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству.

Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи.

Поход Ермака и начало колонизации Сибири. Особенности освоения Сибири. Промыслы, ремесла, земледелие. Нарымский острог. Основание Томска. Томский острог, архитектура Томска. Томск – уездный город. Сибирский тракт и его значение. Томск центр торговли.  Старообрядцы в Сибири. Казачество в Томске. Купечество в Томске.

3

 

8 класс

История России XIX – начале XX в.

Образование Томской губернии, Томск – губернский город. Томичи в Отечественной войне 1812 года. Декабристы в Томске. Томичи в Крымской войне. Поляки в Томске. Система управления в Томской губернии. Генеральный план развития Томска. Каменная архитектура 19 века. Гостиный двор. Новособорная площадь в Томске. Основание университета. Ботанический сад. П.Н. Крылов. Образование в Томске в 19 веке. Сибирский книжный магазин Петра Макушина.  Газета «Томские губернские ведомости как источник по изучению жизни, быта, культуры г. Томска. Открытие технологического университета. А.П. Чехов о Томске. Транссибирская магистраль и Томск. Томск в революционных событиях 1905 года.

4

 

9 класс

История России XX – начала XXI в.

Сибирское областничество. Григорий Потанин. Сибирский областной совет. Совет рабочих и солдатских депутатов в Томске. Революция 1917 г. в Томске. Гражданская война на томской земле. Томск – город областного подчинения с 1917-1944 гг. Томск в 1920-1930-е гг. Томск – место ссылки. Коллективизация.

Томск в годы войны. Томские госпитали. Помощь фронту. Томские дивизии на фронтах Великой Отечественной войны. Эвакуация предприятий - индустриализация в Томске в годы войны. Эвакуация учреждений культуры в Томск. Образование Томской области.

Томск после Великой Отечественной войны. Послевоенная ссылка в Томск деятелей культуры и науки и их вклад в развитие Томска. Строительство Северска – реализация атомного проекта.

Томск в 1960-1980-е гг. Е.К. Лигачев. Создание нефтяной промышленности. Оборонная промышленность в Томске. Предприятия аграрно-промышленного комплекса в Томской области. Томск исторический город (1970 г.).

Томск в конце 1980-х–2015 гг. Ликвидация предприятий военно-промышленного комплекса. Развитие образования в Томске. Новая архитектура в Томске.

5

10 класс

История России с VIII по XIX вв.

Изучение письменных источников по истории Томска с 17 в. до начала 20 в.

6

11 класс

История России XX вв.

Изучение письменных источников по истории Томска 20 в.

 

 

Таблица 4

 

Учебники, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы по «Истории России»

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253)

 

 

Название учебников

Авторы учебника

6 класс

 

Издательство «Дрофа». История России с древнейших времен до ХVI века.

Андреев И.Л., Федоров И.Н.

Издательство «Просвещение».

История России 6 класс. В 2-х частях

Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,

Стефанович П.С. и др. / Под ред, А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово»

История России с древнейших времен до начала ХVI века

Пчелов Е.В., Лукин П.В. / под ред. Петрова Ю.А.

7 класс

Издательство «Дрофа». История России ХVI - конец ХVII века.

Андреев И.Л., Федоров И.Н.,

Амосова И.В.

Издательство «Просвещение».

 История России 7 класс. В 2-х частях.

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ под ред. А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово». История России. ХVI- ХVII века

Пчелов Е.В., Лукин П.В. / под ред. Петрова Ю.А.

8 класс

Издательство «Дрофа». История России конец ХVII - ХVIII век.

Андреев И.Л., Ляшенко Л.М.,

Амосова И.В., Артасов И.А.,

Федоров И.Н.

Издательство «Просвещение». История России. 8 класс. В 2-х частях

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В. и др. / под ред. А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово». История России. ХVIII век.

Захаров В.Н., Пчелов Е.В./ под ред. Петрова Ю.А.

9 класс

Издательство «Дрофа». История России ХIХ начало ХХ века.

Ляшенко Л.М., Волобуев О.В.,

Симонова Е.В.,

Издательство «Просвещение». История России. 9 класс. В 2-х частях

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово». История России. 1801-1914 гг.

Соловьев К.А., Шевырев А.П./ Под ред. Петрова Ю.А.

10 класс

Издательство «Дрофа». История России начало ХХ – начало ХХI века.

Волобуев О.В., Карпачев С.П.,

Романов П.Н.

Издательство «Просвещение». История России. 8 класс. В 3-х частях.

Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. А.В. Торкунова

 

Таблица 5

Учебники по всеобщей истории, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253)

 

Название учебников

Авторы учебника

5 класс

Всеобщая история. История Древнего мира. Издательство «Просвещение»

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

История. Древний мир. Издательство «Просвещение»

Уколова В.И.

 

История. 5 класс. Издательство «Вентана Граф».

Майков А.Н.

 

Всеобщая история. История Древнего мира. Издательство «Дрофа».

Колпаков С.В., Селунская Н.А.

 

Всеобщая история. История Древнего мира. Издательство «Русское слово».

Михайловский Ф.А.

 

6 класс

Всеобщая история. История Средних веков. Издательство «Дрофа».

Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В.

История. Средние века. Издательство «Просвещение».

Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

 

Всеобщая история. История Средних веков. Издательство «Просвещение».

Агибалова Е.В., Донской Г.М.

 

Всеобщая история История Средних веков. Издательство «Русское слово».

Бойцов М.А., Шукуров P.M.

 

История Средних веков. 6 класс. Издательство «Вентана Граф».

Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C.

7 класс

Всеобщая история. История Нового времени. Издательство «Дрофа».

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.

 

Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. Издательство «Просвещение».

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

 

История. Новое время. Конец XV -конец XVIII века. Издательство «Просвещение».

Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю.

 

Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век. Издательство «Русское слово».

Дмитриева О.В.

 

Всеобщая история. 7 класс. Издательство «Вентана Граф».

Носков В.В., Андреевская Т.П.

 

8 класс

Всеобщая история. История Нового времени. Издательство «Дрофа».

Бурин С.Н., Митрофанов А.А., Пономарев М.В.

Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Издательство «Просвещение».

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

 

История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. Издательство «Просвещение».

Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.

 

Всеобщая история. История Нового времени XIX-начало XX века. Издательство «Русское слово».

Загладин Н.В.

 

Всеобщая история. 8 класс. Издательство «Вентана Граф».

Носков В.В., Андреевская Т.П.

 

9 класс

Всеобщая история. Новейшая история

Издательство «Дрофа».

Шубин А.В.

 

Всеобщая история. Новейшая история.

Издательство «Просвещение».

Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа А.О.

История. Новейшее время. XX -начало XXI века. Издательство «Просвещение».

Белоусов Л.С., Смирнов В.П.

 

Всеобщая история. Новейшая история XX - начало XXI века. Издательство «Русское слово».

Загладин Н.В.

 

Всеобщая история. 9 класс. Издательство «Вентана Граф».

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С, Северинов К.М. / Под ред. Мясникова B.C.

Таблица 6

 

Учебники по «Всеобщей истории и «Истории России» для 10- 11 классов,

рекомендованные к использованию при реализации образовательной программы

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253)

 

Автор учебника

Название

класс

Издательство

Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В.

История. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни

10

ДРОФА

Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.

История. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни

11

ДРОФА

Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В. / Под ред. Мясникова В.С.

История. Всеобщая история. 10 класс: базовый уровень, углублённый уровень

10

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. / Под ред. Мясникова В.С.

История. Всеобщая история. 11 класс: базовый уровень, углублённый уровень

11

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Сахаров А.Н., Загладин Н.В.

История (базовый уровень)

10

Русское слово

Загладин Н.В., Петров Ю.А.

История (базовый уровень)

11

Русское слово

Уколова В.П., Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О.

История. Всеобщая история (базовый уровень)

10

Издательство «Просвещение»

Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. / Под ред. Чубарьяна А.О.

История. Всеобщая история (базовый уровень)

11

Издательство «Просвещение»

Загладин Н.В., Симония Н.А.

История. Всеобщая история (углублённый уровень)

10

Русское слово

Загладин Н.В.

История. Всеобщая история (углублённый уровень)

11

Русское слово