Дата утверждения: 28.02.2017 00:00:00 Дата публикации: 28.02.2017 00:00:00 Номер: ЧА-57-196 Тип: Информационные письма заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Орган исполнительной власти: Администрация

Письмо в Министерство образования и науки Российской Федерации от 28.02.2017 № ЧА-57-196 «Исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. Пр-15 ГС от 02.01.2016, п.3»

 _____________    №      ____________

на  №Пр-15 ГС    от        02.01.2016

Исполнение перечня поручений

Президента Российской Федерации

по итогам заседания Государственного

 совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.

Пр-15 ГС от 02.01.2016, п.3

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года от 02.01.2016 №  Пр-15ГС  пункта 3, сообщаю следующее.

«а) предусмотреть в рамках дополнительного профессионального образования обучение педагогических работников методам воспитания и социализации учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Департамент общего образования Томской области.

В государственном задании Областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в рамках программ дополнительного профессионального образования предусмотрено обучение педагогических работников методам воспитания и социализации учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям:

- «Развитие и воспитание личности ребёнка в условиях организации дополнительного образования»;

- «Психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Повышение безопасности дорожного движения по средствам организации отрядов ЮИД»;

- «Программно-методическое обеспечение летнего оздоровительного отдыха»;

- «Специфика обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»;

- «Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: направления, формы, результат»;

- «Формирование современного уровня культуры безопасности на уроках ОБЖ в соответствии с ФГОС (включая ОВС)»;

- «Актуальные вопросы реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- «Повышение качества образования в предметной области "Физическая культура" на основе подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО»;

- «Современные технологии работы с одаренными школьниками и подготовка их к предметным олимпиадам»;

- «Формирование личности школьника на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС и ИКС»;

- «Современные контексты управления профессиональной ориентацией обучающихся в условиях модернизации системы образования Томской области»;

- «Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста в контексте преемственности»;

- «Особенности организации и деятельности служб школьной медиации по профилактике конфликтов»;

- «Создание специальных образовательных условий в образовательной организации для разных категорий детей с ОВЗ».

В рамках данных направлений за период с 01 января по 31 декабря 2016 г. разработаны и реализованы 15 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в общем объеме 1152 учебных часов, обучено 375 слушателей.

В 2016 году началась реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Педагог образовательной организации» в объеме 508 учебных часов, обучается 15 слушателей.

Для повышения качества дополнительных профессиональных программ, реализуемых в ТОИПКРО, в содержание каждой программы включены инвариантные модули:

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (4 ч.);

- Современные формы и направления работы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) в общеобразовательных организациях (2 ч.).

Всего в системе общего образования с 01 января по 31 декабря 2016 г. было реализовано 129 дополнительных профессиональных программ, в общем объеме 10231 учебных часов, обучено 3101 слушателей.

Департамент профессионального образования Томской области

Обучение педагогических работников методам воспитания и социализации учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья  реализуется  в рамках дополнительного профессионального образования по разработанным четырем программам повышения квалификации педагогических работников.

В целях увеличения доли практического обучения педагогов на базе трех профессиональных образовательных организаций сформированы стажировочные площадки. В ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий» работает специальная стажировочная площадка по реализации сетевой программы повышения квалификации и стажировки руководящих и педагогических работников по направлению «Инклюзивное профессиональное образование: методика обучения и социализации студентов профессиональных образовательных организаций».

«б) разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами».

В целях обеспечения равного доступа к получению качественного общего образования, учебной успешности каждого ребенка независимо от места жительства, социального статуса и материального положения семей школьников Департаментом общего образования Томской области разработан проект комплекса мер по реализации программ перевода школ со стабильно низкими образовательными результатами в эффективный режим функционирования (развития), включая повышение качества преподавания, управления, условий организации образовательной деятельности.

По аналогии к сентябрю 2016 года были разработаны муниципальные Комплексы мер.

В рамках реализации направления «Разработка и реализация региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях» Томской областью в декабре 2016 года была подготовлена заявка на участие в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016-20 гг. по мероприятию 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». В качестве цели был выбран следующий приоритет: преодоление разрыва в образовательных возможностях и достижениях детей, обусловленных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной отдаленностью и сложностью контингента за счёт повышения педагогического и ресурсного потенциала школ.

По результатам конкурсного отбора Томская область вошла в число победителей и включена в список субъектов Российской Федерации – получателей субсидии из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации в 2017 году на финансовое обеспечение мероприятия 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов».

В рамках  реализации мероприятий  запланировано исполнение следующих позиций:

1.Анализ данных об образовательных результатах и внешних социальных условий работы школ, идентификация группы школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях с учетом критериев и показателей

2. Разработка и реализация региональной программы повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных условиях.

3. Созданы региональная и муниципальные инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам.

4. В школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях проведен мониторинг качества результатов обучения, а также качества преподавания, управления и школьной среды.

5. Проведены курсы повышения квалификации для директоров, заместителей директоров и учителей школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (не менее 5-ти человек от каждой школы) по повышению качества преподавания и управления

6. Созданы и организована деятельность объединений педагогов для совершенствования технологий обучения.

В рамках совместного проекта Томской области с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» 3-4 ноября 2016 года проведен 2-х дневный семинар «Повышение качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: модели, практики, инструменты» для руководителей и специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей, заместителей руководителей и учителей школ, списки которых были представлены ранее. В семинаре приняли участие 175 человек.

«в) обеспечить предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации единых социальных гарантий учащимся образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, вне зависимости от формы собственности таких организаций»

В соответствии с установленными полномочиями субъекта Российской Федерации в Томской области законодательно установлена система финансирования образовательных организаций: утверждены методики расчета для определения объема субвенций муниципальным образованиям и установлен порядок распределения средств субвенции между образовательными организациями.

Региональные нормативы расходов дифференцированы по признакам реализуемых основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося по уровням общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, видам и направленности (профилям) реализуемых общеобразовательных программ, в зависимости от формы получения образования и формы обучения, особенностей реализации общеобразовательных программ и предоставления образования отдельным категориям обучающихся, в том числе на одного обучающегося - инвалида, получающего общее образование с применением дистанционных образовательных технологий.

На уровне муниципальных образований реализуется принцип нормативного подушевого финансирования образовательных организаций с учетом особенностей образовательных программ, получаемых обучающимися.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами Томской области, обучающимся обеспечено предоставление следующих социальных гарантий за счет средств областного бюджета:

  • В муниципальных общеобразовательных организациях:
  1. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в муниципальных (частных) образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем и обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных (частных) образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, бесплатным двухразовым питанием;
  2. Обучающимся из малоимущих семей - частичная оплата стоимости питания отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Томской области, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • в областных государственных образовательных организациях, в отношении которых Департамент общего образования Томской области выполняет функции и полномочия учредителя:
  1. Предоставление ежедневного пятиразового питания (категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в областной государственной общеобразовательной организации, обучающиеся, проживающие в образовательной организации);
  2. Предоставление ежедневного бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в областной государственной общеобразовательной организации;
  3. Обеспечение мягким инвентарем обучающихся, проживающих в областных государственных общеобразовательных организациях;
  4. Обеспечение одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся областных государственных общеобразовательных организаций со специальным наименованием "специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением" открытого и закрытого типов;
  5. Обеспечение обучающихся в областных государственных общеобразовательных организациях по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, спортивным обмундированием;
  6. Обеспечение одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;
  7. Обеспечение бесплатного проезда в период каникул, но не более двух раз в год, к месту жительства и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  8. Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием выпускников областных государственных образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  9. Выплата единовременного денежного пособия выпускникам областных государственных образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«г) представить предложения по формированию системы взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) в целях их оперативного информирования в случае выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях».

Для руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей подведомственных организаций Департаментом общего образования Томской области в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» разработан Порядок выявления обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях, ежедневного их учёта и принятия мер по их воспитанию и получению ими общего образования (распоряжение Департамента общего образования от 13.04.2010 № 181). Данный порядок регулирует последовательность действий педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций в случае пропусков занятий обучающимися.

В рамках данного направления проведено:

- курсы по программе повышения квалификации «Особенности организации и деятельности служб школьной медиации по профилактике конфликтов, в объеме 80 учебных часов, обучено 25 слушателей;

- Семинар-совещание «Безопасность школьников в среде Интернет» (4 ч.), 105 участников;

- Семинар-совещание «Медиация как инструмент развития восстановительного правосудия» (4 ч.), 29 участников.

«д) рассмотреть вопрос об оптимизации электронного и бумажного документооборота с учётом оснащённости компьютерным оборудованием общеобразовательных организаций, а также с учётом мнения родителей учащихся»

Оптимизация электронного и бумажного документооборота общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту общего образования Томской области, возможна путем организации подключения точек делопроизводства общеобразовательных организаций к автоматизированной системе делопроизводства исполнительных органов государственной власти Томской области (далее – СЭД ИОГВ ТО).

Для реализации указанного подхода планируется комплекс мероприятий по созданию единой защищенной инфраструктуры передачи данных сферы общего образования томской области, оснащению рабочих мест средствами защиты информации.

При планировании областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов Департамент общего образования Томской области представил свои предложения с целью включения в государственную программу «Развитие информационного общества в Томской области» мероприятий по созданию и развитию защищенной сети передачи данных, внедрению и модернизации ведомственных информационных систем и других мероприятий.

С целью оптимизации бумажного документооборота Департаментом общего образования Томской области проведен мониторинг существующей отчетности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, анализ полученной информации и формируются предложения по данному вопросу.

«е) продолжить работу по контролю за проведением в 2016 году единого государственного экзамена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

Вопросы организации и проведения ЕГЭ на территории Томской области находятся на постоянном контроле у заместителя Губернатора Томской области по социальной политике. С целью обеспечения межведомственного взаимодействия при заместителе Губернатора Томской области по социальной политике:

- ежегодно организуется проведение совещаний с руководителями Департамента общего образования Томской области, Управления внутренних дел по Томской области, Томского филиала ОАО «Ростелеком», Управления специальной связи по Томской области, включенных в состав рабочей группы по организации подготовки к проведению ЕГЭ;

- организуется проведение мероприятий по обеспечению информационной безопасности и соблюдению требований к организации пунктов проведения ЕГЭ, в том числе по обеспечению видеонаблюдения в пунктах проведения ЕГЭ, охраны правопорядка с привлечением сотрудников полиции, доставка экзаменационных материалов силами Управления специальной связи по Томской области;

-заслушиваются отчеты о проведении мероприятий всех структур, руководители которых входят в состав рабочей группы по организации подготовки к проведению ЕГЭ, а также представляются Департаментом общего образования Томской области письменно.

С целью организации контроля за проведением экзаменов и соблюдения прав участников ЕГЭ ежегодно Департаментом общего образования создается государственная экзаменационная комиссия Томской области (далее – ГЭК). В состав ГЭК входят представители Департамента общего образования Томской области, Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, высших учебных заведений г.Томска, Законодательной Думы Томской области, Томской территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области, Департамента профессионального образования Томской области, органов местного самоуправления, образовательных организаций.

Контроль за проведением ЕГЭ осуществляется в тесном взаимодействии с Томскобрнадзором (Распоряжение Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области и Департамента общего образования Томской области «О порядке взаимодействия при проведении ЕГЭ» от 14.03.2016 №171-р/302-р). В 2016 году Томскобрнадзором был усилен контроль за работой регионального центра обработки информации, функции которого возложены на Центр мониторинга и оценки качества образования ТОИПКРО.

Во всех 64 пунктах проведения экзаменов велось видеонаблюдение. Количество аудиторий, в которых была обеспечена видеотрансляция в режиме онлайн, в 2016 году увеличено до 83% от общего аудиторного фонда.

Подготовка к проведению ЕГЭ в 2017 году осуществляется в соответствии с планом-графиком мероприятий («дорожная карта») по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Томской области в 2017 году, утвержденным распоряжением Департамента общего образования Томской области от 09.08.2016 № 577-р.

В 2017 году Томская область признана победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятия 5.1 «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. 16 февраля 2017г. заключено соответствующее соглашение между Рособрнадзором и Администрацией Томской области. 

Средства субсидии будут направлены на увеличение оснащенности пунктов проведения ГИА оборудованием для использования технологии печати контрольных измерительных материалов в пунктах проведения экзаменов. В рамках реализации мероприятий планируется оснащение 127 аудиторий в 28 пунктах проведения экзаменов (общее количество пунктов проведения экзаменов – 68, общее количество аудиторий + 604). В результате количество оснащенных аудиторий будет увеличено с 21% до 36% (на 15%), количество оснащенных пунктов ППЭ будет увеличено с 41% до 60%.

 

 

Ч.М. Акатаев

Ирина Борисовна Грабцевич

(3822) 51 25 30

gib@obluo.tomsk.gov.ru