Дата утверждения: 01.01.1970 07:00:00 Дата публикации: 01.01.1970 07:00:00 Номер: 0000 Тип: Информационные письма заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Орган исполнительной власти: Администрация

Письмо в Министерство образования и науки Российской Федерации «Об исполнении поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года (Пр-15ГС, пункт 2 подпункт «б»)»

 

 _____________ № _____________

  На № ОГ-П8-32 пр  от  12.01.2016.

Об исполнении поручения Президента Российской Федерации по итогам  заседания Государственного Совета Российской  Федерации 23 декабря 2015 года ( Пр-15ГС, пункт 2 подпункт «б»)

 

     Министерство образования и науки

     Российской Федерации

 

 

 

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года от 02.01.2016 №  Пр-15ГС подпункт «б» пункта 2 «разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих: воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности, включения в волонтерское движение; предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций; использование материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры» сообщаю следующее.

В Томской области разработан Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания  и обучения. В 2016 году в рамках исполнения данного Комплекса мер организована работа по выше обозначенным направлениям.

В целях эффективного исполнения мероприятий, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, в Томской области разработан «План совместных межведомственных мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций на 2016-2020 годы».

Ежегодно Администрацией Томской области проводится форум «Образование. Карьера. Занятость». Традиционно в рамках форума на ярмарках профессий участвует более 3000 школьников.

С 29.11.2016 по 02.12.2016 года на площадках двух вузов – НИ ТПУ и ТУСУР проведен региональный этап Всероссийского Чемпионата WorldSkills Russia. Более 700 учащихся общеобразовательных организаций посетили площадки и мастер-классы регионального Чемпионата.

В целях исполнения Комплекса мер во всех образовательных организациях Томской области назначены координаторы, ответственные за профессиональную ориентацию обучающихся. Два раза в год проводятся единые недели профориентации (ЕНП). В программах недель профориентации организованы региональные семинары-совещания по проблемам профориентации, круглые столы, встречи с представителями вузов, сузов;  выпуски специального номера газеты «Вести ТОИПКРО» «Профориентация»; ведет свою работу открытая виртуальная школа значимого опыта «Профориентация обучающихся в общеобразовательном учреждении: достижения и перспективы», обучающиеся проходят тестирование по определению своих профессиональных склонностей. В 2016 году школьники побывали на 283 предприятиях.

Единая неделя профориентации проведена с 01.04.2016 по 08.04.2016 года. В неделе профориентации приняли участие 20 муниципалитетов Томской области, 17 934 школьника (62,2% от числа обучающихся 8-11 классов).

Вторая неделя профориентации состоялась 07.11.2016 - 14.11.2016 года. В мероприятиях приняли участие 23203 школьника из 20 муниципалитетов. Ответственные за профориентацию в муниципалитетах и 32 образовательных организации в режиме on-line представили опыт работы по профориентации с обучающимися. Создан и постоянно функционирует информационный ресурс в сети «Интернет» по проведению Единой недели профориентации (https://sites.google.com/site/nedpro2016).

Все муниципальные органы управления образованием Томской области разработали программы и планы по профориентации обучающихся. В целях популяризации лучших практик по разработке программ и проектов по профориентации в 2016 году проведен региональный конкурс муниципальных программ и проектов.

Разработана и апробируется муниципальная «Концепция построения, функционирования и развития систем профориентации учащихся/воспитанников г. Томска», разрабатывается концепция профориентации обучающихся системы общего образования ЗАТО г. Северск.

На базе пилотной площадки МАОУ СОШ №19 разработан и осуществляется проект «Создание условий для успешной социализации учащихся на стадии формирования профессиональных намерений». В рамках реализации проекта проведен 21.11.2016 г. Форум проектов: «Открытая образовательная сетевая площадка культивации и развития жизнеспособных идей»; организованы профессиональные пробы в сфере «PR и связи с общественностью», культуры и искусства, экологических компетенций; введена сквозная образовательная программа «Я – система в системе мира». Разработан локальный Проект курса профильного обучения (уровня среднего общего образования направления: эколого-юридические компетенции), как матрица профессиональной пробы. Школа сотрудничает с Томским аграрным колледжем по профилизации и проведении элективных курсов и профессиональных проб по компетенциям: агроном, селекционер, ветеринар.

МАОУ СОШ № 42 г. Томска  с 2016 г. апробирует концепцию «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях инклюзивной школы. Психолого-педагогические аспекты управления профориентацией детей в условиях инклюзивной школы». В рамках повышения квалификации педагогических работников по проблемам профориентации на базе школы 24 февраля и 10 ноября 2016 г. проведены семинары по решению задач организации профориентационной работы в условиях реализации внеурочной деятельности; взаимодействию школы и системы среднего профессионального образования по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Дворец творчества детей и юношества   г. Томска включил в профориентацию школьников инновационный проект «АЗЫ конструирования - школьнику: от идеи до объекта» при поддержке компании «Газпромнефть-Восток» в рамках грантового конкурса программы социальных инвестиций «Родные города», элементы Чемпионата ЮНИОР-СКИЛЛС. Дом творчества детей и юношества осуществляет сетевое взаимодействие с радиоконструкторским факультетом ТУСУР по разработке новых трендов в организации технического творчества школьников, эффективно сотрудничает с Томским техникумом информационных технологий в проведении профессиональных проб.

МАОУ ЦДО «Планирование карьеры» проводит дважды в год (апрель, октябрь) тематические семинары тренинги по проблемам: «Технология планирования карьеры - основной инструмент сопровождения процесса профессионального самоопределения в образовательном процессе», «Портфолио и План профессиональной карьеры как средство развития и оценки сформированности компетенции самоопределения» для педагогов-психологов, координаторов профориентации области. При учреждении работает круглогодичный профильный лагерь «Солнечный», в котором отдохнули и проучились по различным профессиональным профилям более 1200 детей.

В целях актуализации проблемы качества профориентационной работы, овладения новыми формами профориентации в 2016 году были проведены: 14.10.2016 года круглый стол «Профориентация обучающихся – запросы современности (профессиональные компетенции)» На круглом столе рассматривались проблемы развития и формирования профессиональных компетентностей у обучающихся общеобразовательных организаций для успешной адаптации на современном рынке труда; способов эффективного осуществления профориентации одаренных детей и детей с особенностями физического и интеллектуального здоровья. 12 октября 2016 года состоялся круглый стол по профориентации «Вектор становления системы профориентации в общеобразовательных Томской области».

В рамках Межрегионального форума образовательных практик 18 ноября 2016 года в  проведен семинар «Горизонты профориентации: от всероссийского до школьного уровня»,  где были представлены сообщения по актуальным направлениям профориентации: «Атлас новых профессий»; Проект «Абилимпикс» в системе общего образования Томской области; Современная модель дополнительного образования. «Кванториум»; Конкурс профессий «Jnior Skills»-2016 в Томской области как региональный этап Чемпионата «Молодые профессионалы» (WorkSkills Rossia); «Конкурсы по профориентации: от всероссийского до школьного уровня».

ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» (ОЦДО) совместно с НИ ТПУ и ТГАСУ c 29 октября по 04 ноября 2016 г. провели  профильные смены и осенние сборы технической направленности круглосуточного пребывания: «Юный инженер», «Архитектура детям». Участниками смен стали 80 обучающихся из 8 муниципалитетов Томской области. Проведен областной фестиваль детско-юношеского технического творчества, в котором приняли участие более 40 человек.

В целях развития внедрения образовательной робототехники в системе общего образования Томской области, повышения интереса школьников к техническому творчеству, выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей в области образовательной робототехники, популяризации инженерного образования ОЦДО проведены соревнования на Кубок Губернатора Томской области по образовательной робототехнике для детей.

В целях дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития школьников введется школьный, региональный и муниципальный учет достижений участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады. В 2016 году таких обучающихся на школьном уровне стало 36835 (на 4204 школьников больше, чем в 2015 г.; на муниципальном уровне – 10435, что на 2885 чел. больше по сравнению с 2015 г.; на региональном уровне: 2016 г 936 школьников, в 2015 г -580, т.е на 386 больше, чем в 2015г.). На федеральный уровень всероссийской олимпиады школьников в 2016 году вышли 38 обучающихся Томской области (по физике, химии, истории, русскому языку, физической культуре). Результаты олимпиад публикуются на сайте  http://edu.tomsk.ru/12.html?title=6 и оформляются в «портфолио». Для дальнейшего успешного профессионального самоопределения выпускников, успешно сдавших ЕГЭ (100-бальники) Департаментом общего образования Томской области «портфолио» 100-бальников в торжественной обстановке передается ректорам томских вузов.

«Молодежный кадровый ресурс»  http://dviger.com «Открытый молодежный университет» реализует образовательные программы для учащихся школ, связанные с углубленной ИТ-подготовкой, введением в проектную деятельность, введением в управленческую деятельность, развитием коммуникационных навыков, развитием творческой составляющей «Движер – профориентация». По итогам обучения школьники получают первый профессиональный сертификат — часть профессионального «портфолио»: «Оператор ПК», «Программист», «Графический дизайнер», «Web-дизайнер», «Видео дизайнер», «Дизайнер верстальщик» и др. Образовательные программы «Открытого молодежного университета» реализуются как дополнительное образование. Ежегодно по программам ОМУ обучаются более 30 000 учащихся из Томской области и других 350 городов России и стран ближнего зарубежья.

В октябре 2016 г. в г. Томске проведен  региональный этап чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в рамках областного комплексного мероприятии «Поверь в себя» по компетенциям: «Бисероплетение», «Флористика», «Студийный фотограф». В чемпионате приняли участие 37 обучающихся образовательных организаций Томской области в возрасте от 15 до 18 лет.

В региональных и всероссийских конкурсах по профориентации, детского творчества (в том числе детей с ОВЗ), по ИТ, робототехники приняли участие более 8000 школьников.

Увеличивается количество образовательных организаций, использующих современные технологии профориентационной работы, расширяются формы временной занятости школьников, в том числе через включение их в работу волонтерских организаций трудовых отрядов, отрядов Мэра.

Традиционно в организациях высшего и профессионального образования идут «Дни открытых дверей», на открытых площадках которых школьники имеют возможность осуществить профессиональные пробы с элементами инжиниринга, робототехники, прототипирования и прочее.

Проведен региональный мониторинг состояния профориентации в общеобразовательных организациях Томской области. Проведено более 15 областные конкурсы по профессиональной ориентации и самоопределению школьников (в том числе для одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ): «Мир безграничных возможностей», «Радуга творчества», «Мастерская профориентации», «Дороги, которые мы выбираем» и др.). Все старшеклассники проходят диагностирование профсклонностей с целью организации эффективной профориентационной работы

В школах области созданы и работают профильные: Агроклассы (1), Атомкласс (1), Нефтьклассы (2), Автоклассы (3), педагогические классы и иные профильные классы в общеобразовательных учреждениях. Работает областной клуб «Выбор» для старшеклассников, при вузах открыты дистанционные школы (физико-математические, биолого-чиченские и т.п.). В школах оборудуются «Уголки профориентации».

На сайте Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, на сайте Департамента труда и занятости населения Томской, всех вузов и сузов области, многих школ введены страницы по сопровождению профессиональной ориентации обучающихся.

Вузы, расположенные на территории Томской области, разработали и реализовали со школьниками различные современные модели профориентационной работы.

На базе Института кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета (ИК ТПУ) в период с 7 по 11 ноября 2016 г. в г. Томске проведена XIV Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и современные информационные технологии». В рамках конференции проведен II Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов школьников. Лучшие работы определены в два этапа (заочный и очный) и отмечены дипломами.

В НИ ТПУ разработан и запущен на платформе «Лекториум» Массовый открытый образовательный онлайн курс «Инженерия будущего» для школьников. Период обучения 21.11-25.12.2016г. (5 недель – 5 модулей).

В НИ ТГУ разработан курс «Создание Школьного портала по физике, математике и информатике». Цель курса: привлечение способных и талантливых абитуриентов на факультеты физико-математического профиля путем знакомства школьников с современными измерительными и программными средствами, имеющимися на радиофизическом факультете ТГУ.

НИ ТПУ (Элитное техническое образование) во время организации и проведении Всероссийской инженерной олимпиады НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ использовал собственный трек ТПУ «Электронная инженерия: Умный дом», при подготовке к которой применяется формат хакатонов по Схемотехнике и Программированию на arduino для школьников 8-11 классов.

НИ ТПУ проведены Отраслевая олимпиада школьников ПАО «Газпром» (Отдел элитного образования, ЦУКС), Отраслевая олимпиада школьников ПАО «Газпром» (собственный профиль – ИКТ, площадка для остальных). В олимпиадах приняли участие 4724 школьника 9-11 классов. Отборочный тур по Информатике проведен на базе игровой платформы «Агенты будущего». Школьникам предстояло стать агентом «Корпуса будущего», организации, занимающейся наукой и технологиями, и выполнить 6 игровых миссий. Каждая миссия включает в себя задания разного формата (по информатике повышенной сложности и логические), обучающий материал, подсказки по работе в предложенном формате. В ходе выполнения миссий школьнику необходимо изучить предложенный материал, чтобы справиться с заданием. В центре всех миссий лежит модель газодобывающего комплекса.

НИ ТГУ проведена летняя физико-математическая школа. Цель школы: углубленная подготовка по физико-математическому направлению для реализации индивидуальных образовательных потребностей.

Экскурсионно-просветительский центр музеев ТГУ реализует программу воспитания и дополнительного образования для школьников «Страна ТГУ». Основная цель программы – познакомить школьников с университетом как с ведущим вузом нашего города и региона, обладающим современным образовательным и культурно-просветительским ресурсом.

В течение 2016 г. на экскурсиях в музеях ТГУ побывало 8606 школьников.

Для участников программы в 2016 г. организовано 2 профориентационных практикума:

- Для школьников 5-11 классов, проявляющих интерес к дисциплинам естественно-научного профиля, 13.06.2016 г. проведен практикум «Живая Земля». Практикум проводился на 7 экологических площадках, организованных сотрудниками и студентами биологического института и геолого-географического факультета. В работе практикума приняли участие 84 школьника из 8 образовательных учреждений г. Томска;

- Для школьников 5-11 классов в рамках программы воспитания и дополнительного образования «Страна ТГУ» по направлению «Нешкольная история» 16 ноября 2016 г. проведен практикум «Искатели прошлого». Практикум организован совместно с УНН, историческим факультетом и Научной библиотекой университета. В программе практикума приняли участие 100 школьников из 8 образовательных учреждений города, заинтересованных в углубленном изучении исторических дисциплин.

Для учеников 9-11 классов г. Томска, участвующих в программе «Страна ТГУ», сотрудниками ЭПЦ музеев и управления нового набора ТГУ организованы профориентационные встречи в школах, на которых старшеклассники, педагоги и их родители смогли познакомиться с направлениями подготовки и правилами приемной кампании 2016 г. (первое полугодие) и 2017 г. (второе полугодие). Всего за год организовано 48 профориентационных встреч в школах, на которых побывало 926 старшеклассников г. Томска.

В августе 2016 года на традиционной августовской конференции работников образования представлен образовательный проект ТГПУ «Педагогический класс», который вызвал большой интерес у педагогов, родителей, старшеклассников.

В сентябре 2016 года совместно с муниципалитетами Томской области проведены ряд мероприятий по работе со старшеклассниками, ориентированных на педагогическую профессию. Сегодня проект объединяет 396 учащихся 10 и 11 классов из 16 муниципалитетов Томской области.

С целью сопровождения проекта создана виртуальная площадка «Педагогические классы» на портале Школьная академия «Успех» (http://uspeh.tspu.ru/pedagogicheskie-klassy.html), где расположены документы нормативного, методического, дидактического характера.

Разработана общая программа реализации проекта, включающая инвариантную и вариативную часть. На ее основе разработаны образовательные программы совместно с муниципалитетами. Программа реализуется в очной, заочной и дистанционной формах (очные сессии, вебинары, дистанционные конкурсы и олимпиада по педагогике).

В Томской области на регулярной основе проводится образовательный форум – конкурс «Образовательный форсайт + 20: высокие технологии и профессии будущего». Образовательный форсайт знакомит старшеклассников с горизонтом развития науки и технологий, социума и культуры, природы и человека, включает в стратегические исследования НИ ТГУ. В рамках образовательного форсайта проходят встречи с ведущими учеными, знакомство с условиями проведения исследований в стратегических направлениях. Формат образовательного форсайта отражает этапы реализации настоящего форсайта, для сценирования будущего и принятия личных решений о своем образовательном движении. Докладчики, ведущие мастер-классов и эксперты: исследователи и разработчики стратегических направлений НИ ТГУ, сотрудники подразделений НИ ТГУ, участвующие в проектах по развитию системы образования Томской области. Количество обучающихся, охваченных мероприятием – 216 школьников и 48 педагогов из 30 школ Томской, Кемеровской, Свердловской областей

Национальный исследовательский Томский политехнический университет реализует профориентационный образовательный междисциплинарный проект для школьников «Практико-ориентированные занятия», который охватывает  10560 человек. Проект включает вебинары, эксперименты, исследовательские проекты, игры-квесты. Проект позволяет в течение недели, одного или двух дней попробовать свои силы в различных программах-экспериментах и определиться с дальнейшей профессией. Основная цель работы: доступ учащихся к качественному образовательному контенту, через выполнение проектов различного компетентностного уровня. Структура занятий направлена на обеспечение роста компетенций школьников в конкретных предметных областях. Это достигается вовлечением их в работу по выполнению проектов, игровых миссий, участию в конкурсах, успешность которой определяется совокупностью их компетенций и подталкивает их на их развитие.

Одной из целей является научить грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимую информацию, анализировать ее, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставления, устанавливать закономерности, аргументировать выводы и на их основе решать новые проблемы).

Программа включает проведение в Томской области (в 15 школах Томской области) отборочных мастер-классов по химии, физике и программированию; проведение лагерей дневного пребывания (8 смен дневного пребывания по направлению «научно-техническое творчество»); проведение демонстрационных открытых уроков по химии, физике и программирование для учителей (демонстрация 150 учителям Томской области).

Продолжается деятельность по использованию материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры.

В период с 25-26 марта 2016 года ЦУКС УМУ НИ ТПУ совместно с лицеем при ТПУ и другими организациями г. Томска и Томской области была проведена Всероссийская конференция-конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Юные исследователи – науке и технике». В конференции приняли участие 450 школьников из Республики Хакасия, Краснодарского края, Томской области, городов: Томск, Киселёвск, Междуреченск, Иркутск, Тимашевск, Прокопьевск, Кемерово, Железногорск. В рамках Конференции была организована работа секций по 8 направлениям: «Физика и технический прогресс», «Химия и ее применение», «Математика и ее применение», «Охрана окружающей среды», «Информатика и робототехника», «Язык и культура: проблемы современного общества», «Экономика, управление и социальное развитие современного общества», «Компьютерная графика и дизайн». Конференция проходила в новом формате – все участники конференции посетили мастер-классы и выполнили квестовые задания, разработанные сотрудниками НОИ ТПУ, профтестирование для школьников. Отдельная программа для учителей: «Применение учебно-методического блока  нтернет-лицея ТПУ в образовательном процессе», «Проектная деятельность НОИ ТПУ для школьников».

Томский государственный педагогический  университет на регулярной основе проводит занятия по физике и математике (занимательные занятия, подготовка к ЕГЭ, ЕГЭ, олимпиадная подготовка); мастер-классы и тренинги по олимпиадной подготовке; сезонные (каникулярные) физико-математические школы; научно-популярные лекции; Открытый областной математический конкурс обучающихся по решению компетентностных задач «Актуальная математика»,  областную научно-практическую конференцию школьников «Я изучаю природу» и «Фестиваль науки», IV региональный турнир школьников «Физик на все руки»; экспресс-подготовку к ЕГЭ по физике и математике; региональную олимпиаду школьников (7-8 класс) по физике «Сила Архимеда»;  открытый региональный фестиваль по робототехнике и анимации «Искусство и интеллект»; Всесибирскую открытую олимпиаду школьников по математике и физике (официальная площадка). Количество обучающихся, охваченных мероприятиями – 1044 человека.

Томский университет систем управления и радиоэлектроники организует  региональную научно-практическую конференцию школьников «Безопасные Технологии и Робототехника (БТР)». Программа включает в течение года семинары по робототехнике в районах Томской области, в июне летнюю школу по направлению «Робототехник», курсы повышения квалификации для учителей Томской области «Базовые задачи робототехники»  и защиту проектов на очном этапе проведения конференции.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет проводит школу инженерных проектов для инженерного проектирования школьников, позволяющую создавать проекты по актуальным научным направлениям совместно с преподавателями вуза. Цель: сокращение существующего разрыва между школой и вузом; целевая аудитория: учащиеся образовательных учреждений от 14 до 17 лет; тематики проектов: «Проектирование малых космических аппаратов с использованием 3D моделирования», «Технологии Smart Grid в электросетях нового поколения», «Теплотехнологическая переработка биомассы в энергетические продукты и энергию».

Национальный исследовательский Томский государственный университет реализует с образовательными организациями Томской области  Сетевые образовательные программы:«Предпринимательство и лидерство»; «Формула творчества: инициатива, исследование, проектирование, сотрудничество»; «Открытый STEM-класс ТГУ»,  «Предбакалавриат Liberal Arts ТГУ», «Горизонты будущего»; «Основы проектирования», «ПроУниверситет». Количество обучающихся, охваченных мероприятиями – 3297 школьников.

В рамках подготовки к оздоровительной кампании 2017 года сформирован реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Томской области. Планируется к открытию 750 оздоровительных лагерей (что на 20 лагерей больше в сравнении с планами 2016 года). Открытие  оздоровительных организаций планируется на базе учреждений образования (663 организации, в том числе 20 организаций профессионального и высшего образования и 97 организаций дополнительного образования детей), культуры (6 организаций), спорта (39 организаций).

                                                                                                                                   

Ч.М. Акатаев

 

Грабцевич Ирина Борисовна

 8 (3822) 51-25- 30

gib@obluo.tomsk.gov.ru