Дата утверждения: 02.09.2016 00:00:00 Дата публикации: 02.09.2016 00:00:00 Номер: 3516/01-08 Тип: Информационные письма Департамента общего образования Томской области Орган исполнительной власти: Департамент общего образования

Информационное письмо Департамента общего образования Томской области от 02.09.2016 г. № 3516/01-08 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательной деятельности по предмету «История» в образовательных организациях Томской области в 2016-2017 учебном году»

 

ДЕПАРТАМЕНТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина пр., д. 111, г.Томск, 634069
тел/факс (3822) 512-530
E-mail: k48@obluo.tomsk.gov.ru

ИНН/КПП 7021022030/701701001 

ОГРН 1037000082778

 

Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

 

Руководителям подведомственных общеобразовательных организаций

Руководителям общеобразовательных организаций

02.09.2016      № 3516/01-08

на № ____________ от  __________________

О направлении методических рекомендаций по организации образовательной деятельности по предмету «История» в образовательных организациях Томской области в 2016-2017 уч. году

 

 

 

           

Департамент общего образования Томской области направляет для использования в работе «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по предмету «История» в общеобразовательных организациях Томской области в 2016-2017 учебном году».

Приложение на 13 л. в 1 экз.

Заместитель начальника Департамента                                                        Е.В. Вторина

 

Лахтикова Надежда Анатольевна (3822) 51 37 49

school@obluo.tomsk.gov.ru

 

Приложение к письму Департамента образования

От 02.09.2016 № 3516/01-08

 

 

 

Методические рекомендации по организации учебного процесса по предмету «История» в образовательных организациях Томской области в 2016-2017 учебном году

 

 

1. Нормативная база:

Данные методические рекомендации для образовательных организаций Томской области по обучению истории в 2016 – 2017 учебном году составлены в соответствии со следующими нормативными и сопроводительными документами:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Примерной основной образовательной программой основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo;
  5. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. (М.: Просвещение, 2011);
  6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  7. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_05/t7-2.html;
  8. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/;
  9. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=184948;req=doc;
  10. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: 2009. http://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf;
  11. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 215 г. №996-р «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2015 г.». http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html;
  12. Концепцией нового УМК по отечественной истории с включенным в него Историко-культурным стандартом (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon );
  13. Законом Томской области «Об образовании в Томской области» (Постановление Законодательного Собрания Томской области). http://rg.ru/2013/09/23/tomsk-zakon149-reg-dok.html;
  14. Письмом Минобрнауки от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». http://mosmetod.ru/files/Obschestvoznanie/struktura_rabochey;
  15. Письмом Минобрнауки от 7 августа 2015 г. № 08-1228 «О направлении рекомендаций». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=184948;
  16. Письмом Департамента общего образования Томской области от 23.05.2016 г. № 2001/01-08 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2016-2017 учебный год, реализующих ФГОС основного общего образования»
  17. Письмом Департамента общего образования Томской области от 10.05.2016 г. № 1807/01-08 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2016-2017 учебный год, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. №1312»;
  18. Методическими рекомендациями по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (http://www.apkpro.ru/doc/ ).

2. Общие положения

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России в мире. Для реализации этой цели, повышения качества школьного исторического образования была разработана и 19 мая 2014 года принята Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт (Вестник образования, 2014, № 13 http://rushistory.org/images/documents/kon ).

Концепция определила базовые принципы исторического образования:

  • преемственность исторических периодов;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества;
  •  воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании патриотизма;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
  • непрерывность исторического образования на протяжении всей жизни.

Историко-культурный стандарт внес ряд изменений в содержание курса отечественной истории:

  • уточнены историческая периодизация и некоторые даты;
  • определен ряд некоторых понятий (ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г., культурное пространство и др.);
  • выделены «трудные вопросы» истории, на которые в обучении истории необходимо обратить особое внимание;
  • усилена патриотическая направленность курса;
  • уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России;
  • включен обязательный региональный компонент при изучении предмета «история»;
  • введена линейная модель обучения истории (5-10 классы).

Реализация обновленного содержания ИКС должна сопровождаться изменениями в методологических подходах, которые также определены во ФГОС и ИКС, это:

  • системно-деятельностный подход, ключевой методологический принцип ФГОС и ИКС, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов,
  •  многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  •  многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  •  исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

На основе Историко-культурного стандарта создана новая Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года (протокол № 1/15, номер примерной ПООП в реестре: 5).

3. Об изменениях в обучении истории в 2016-2017 учебном году

Основные действующие нормативные документы, перечисленные выше, Историко-культурный стандарт вносят изменение в содержание, структуру обучения истории, методологические подходы и методы обучения, федеральный перечень учебников, рекомендованных в обучении истории. На их основе в 2016-2017 учебном году обучение истории должно осуществляться следующим образом:

  1. С 1 сентября 2015 года все образовательные организации РФ в 5-х классах основной школы перешли на обучение по ФГОС, следовательно, в 2016-2017 учебном году в условиях ФГОС работают 5-6 классы, 7-11 классы продолжают обучение на основе ФК ГОС 2004 г.
  2. С 2016-2017 учебного года начнется постепенный переход на линейную модель обучения истории и новые УМК по отечественной истории согласно нижеприведенной таблице:

№№

Учебные годы

Классы

1

2016-2017

6

2

2017-2018

7

3

2018-2019

8

4

2019-2020

9

5

2020-2021

10

6

2021-2022

11

 

 

3. В 2016-2017 учебном году должно быть реализовано новое содержание и новые методологические подходы в обучении истории России (в соответствии с рекомендациями ИКС) во всех классах основной школы (6-9 классы) и средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях (10-11 классы). Новые УМК по истории России («Федеральный перечень …» от 8 июня 2015 года) отражают новое содержание и новые методологические подходы, при использовании в учебном процессе «старых» учебников в обучении истории, которые не вошли в Федеральный перечень, необходимо руководствоваться научно-методическими положениями, изложенными в утвержденной Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

4. Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в Примерной основной образовательной программе в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края.

5. Изучение курса всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

6. Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Многоуровневый подход в рамках курса истории России должен способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности. События локальной истории должны дополнять изучаемые в курсе истории России основные события российской истории.

7. В соответствии с рекомендациями ПООП ООО с 2016/2017 учебного года рекомендуется ввести последовательность изучения курсов истории: в образовательных организациях начинать учебный год с соответствующего классу курса всеобщей истории, затем переходить к изучению истории России. Возможно интегрированное изучение курсов всеобщей истории и истории России, что должно быть отражено в рабочей программе.

8. Интегрированное изучение курсов всеобщей истории и истории позволяет существенно экономить учебное время, формировать целостное представление о месте России в мире. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. При синхронизации в изучении ключевых событий истории имеется возможность производить сравнение, корректировать содержание предмета, изменять количество часов на изучение определенных тем. А для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение

 

Синхронизация курсов всемирной истории и истории России и количество часов на их изучение по линейной системе

(ФГОС 2010 г. и ПООП ООО 2015 г.) в 2016-2017 учебном году

 

Всеобщая история

История России

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

5 класс

История Древнего мира

Первобытность.

Древний Восток.

Античный мир.

Древняя Греция.

Древний Рим.

68-70

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

 

 

 

 

 

6 класс

История Средних веков VI-XV вв.

Раннее средневековье.

Зрелое средневековье.

Страны Востока в Средние века.

Государства доколумбовой Америки.

28-30

От Древней Руси к Российскому государству VIII –XV вв.

Восточная Европа в середине 1 тысячелетия н.э.

Образование государства Русь.

Русь в конце Х – начале ХII в.

Культурное пространство.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Культурное пространство.

Формирование единого Русского государства в XV веке.

Культурное пространство.

 

 

 

 

 

 

40-38

В связи со значимостью исторического периода для формирования личности школьника, сложностью содержания и большим объемом изучаемого материала целесообразно увеличение количества часов на изучение истории России в 9 классе за счет регионального или школьного компонентов (ФК ГОС 2004 г.).

 

Синхронизация курсов всемирной истории и истории России и количество часов на их изучение по концентрической системе

(ФК ГОС 2004 г.) в 2016-2017 учебном году

 

Всеобщая история

История России

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

Содержание

Рекомендованное кол-во часов

 

 

 

 

7 класс

История Нового времени

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

 

22- 24

Россия в XVI–XVIII вв.

Россия в XVI–XVII вв.: от великого княжества к царству.

Смута в России.

Россия в XVII веке.

Культурное пространство.

Наш регион в XVI – XVII вв.

Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи.

Россия в эпоху преобразований Петра I.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I.

Наш регион в XVIII в.

44-46

 

 

 

 

 

8 класс

Новая история зарубежных стран XIX начало XX в.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке.

Народы Африки в Новое время.

Развитие культуры в XIX в.

Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900—1914 гг.

Первая мировая война (1914-1918 гг.).

 

 

 

 

22-24

История России XIX начало XX в.

Россия на пути к реформам (1801–1861).

Александровская эпоха: государственный либерализм.

Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм.

Крепостнический социум. Деревня и город.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Пространство империи: этнокультурный облик страны.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли.

Россия в эпоху реформ.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация.

«Народное самодержавие» Александра III.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Этнокультурный облик империи.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений.

Кризис империи в начале ХХ века.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма.

Общество и власть после революции.

«Серебряный век» российской культуры.

Наш регион в XIX в.

Российская империя в первой четверти XIX в.

Российская империя в 1825—1855 гг.

Российская империя во второй половине XIX в.

Российская империя в начале XX в.

 

 

 

 

 

44-46

 

 

 

 

9 класс

Новейшая история зарубежных стран: XX – начало XXI вв.

Мир в 1918-1939 гг. Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Мир во второй половине ХХ – начале ХХI в.

 

 

 

 

 

22-24

История России XX– начало XXI вв.

Россия в 1917—1921 гг.

СССР в 1922—1941 гг.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.

Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг.

СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.).

Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в.

Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)

 

 

 

68-70

10 класс

Базовый уровень

Всеобщая история

 

18

История России

50

10 класс

Профильный уровень

Всеобщая история

 

34

История России

102

11 класс Базовый уровень

Всеобщая история

 

18

История России

50

11 класс

Профильный уровень

Всеобщая история

 

34

История России

102

 

 

9. Локальная история в курсе истории России

№№

Учебные годы

Изучаемый период по истории России

Примерное содержание истории Томской области на уроках истории России

1

 

6 класс

От Древней Руси к Российскому государству. VIII –XV вв.

Археологические раскопки на территории Томской области: жизнь и быт племен. Ханты. Манси. Татары. Народы Сибири в период великого переселения народов. История открытия Сибири.

Завоевание Сибири монголами. Сибирское ханство

2

 

7 класс

Россия в 16-18 вв.

Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству.

Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи.

Поход Ермака и начало колонизации Сибири. Особенности освоения Сибири. Промыслы, ремесла, земледелие. Нарымский острог. Основание Томска. Томский острог, архитектура Томска. Томск – уездный город. Сибирский тракт и его значение. Томск центр торговли.  Старообрядцы в Сибири. Казачество в Томске. Купечество в Томске.

3

 

8 класс

История России XIX – начале XX в.

Образование Томской губернии, Томск – губернский город. Томичи в Отечественной войне 1812 года. Декабристы в Томске. Томичи в Крымской войне. Поляки в Томске. Система управления в Томской губернии. Генеральный план развития Томска. Каменная архитектура 19 века. Гостиный двор. Новособорная площадь в Томске. Основание университета. Ботанический сад. П.Н. Крылов. Образование в Томске в 19 веке. Сибирский книжный магазин Петра Макушина.  Газета «Томские губернские ведомости как источник по изучению жизни, быта, культуры г. Томска. Открытие технологического университета. А.П. Чехов о Томске. Транссибирская магистраль и Томск. Томск в революционных событиях 1905 года.

4

 

9 класс

История России XX – начала XXI в.

Сибирское областничество. Григорий Потанин. Сибирский областной совет. Совет рабочих и солдатских депутатов в Томске.  Революция 1917 г. в Томске. Гражданская война на томской земле. Томск – город областного подчинения с 1917-1944 гг.  Томск в 1920-1930-е гг. Томск – место ссылки. Коллективизация.

Томск в годы войны. Томские госпитали. Помощь фронту. Томские дивизии на фронтах Великой Отечественной войны. Эвакуация предприятий - индустриализация в Томске в годы войны. Эвакуация учреждений культуры в Томск. Образование Томской области.

Томск после Великой Отечественной войны. Послевоенная ссылка в Томск деятелей культуры и науки и их вклад в развитие Томска. Строительство Северска – реализация атомного проекта.

Томск в 1960-1980-е гг. Е.К. Лигачев. Создание нефтяной промышленности. Оборонная промышленность в Томске. Предприятия аграрно-промышленного комплекса в Томской области. Томск исторический город (1970 г.).

Томск в конце 1980-х–2015 гг. Ликвидация предприятий военно-промышленного комплекса. Развитие образования в Томске. Новая архитектура в Томске.

5

10 класс

История России с VIII по XIX вв.

Изучение письменных источников по истории Томска с 17 в. до начала 20 в.

6

11 класс

История России XX вв.

Изучение письменных источников по истории Томска 20 в.

Содержание локальной истории Томской области должно быть отражено в классном журнале.

10. О выборе учебно-методического комплекса по истории

Учебники, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы по истории России

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253)

 

Название учебников

Авторы учебника

 

 

 

 

 

6 класс

 

Издательство «Дрофа». История России с древнейших времен до ХVI века.

Андреев И.Л., Федоров И.Н.

Издательство «Просвещение».

История России 6 класс. В 2-х частях

Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,

Стефанович П.С. и др. / Под ред, А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово»

История России с древнейших времен до начала ХVI века

Пчелов Е.В., Лукин П.В. / под ред. Петрова Ю.А.

 

 

 

7 класс

Издательство «Дрофа». История России ХVI - конец ХVII века.

Андреев И.Л., Федоров И.Н.,

Амосова И.В.

Издательство «Просвещение».

 История России 7 класс. В 2-х частях.

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ под ред. А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово». История России. ХVI- ХVII века

Пчелов Е.В., Лукин П.В. / под ред. Петрова Ю.А.

 

 

 

8 класс

Издательство «Дрофа». История России конец ХVII - ХVIII век.

Андреев И.Л., Ляшенко Л.М.,

Амосова И.В., Артасов И.А.,

Федоров И.Н.

Издательство «Просвещение». История России. 8 класс. В 2-х частях

Арсентьев Н.М., Данилов А.А.,  Кукурин И.В.. и др. / под ред. А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово». История России. ХVIII век.

Захаров В.Н., Пчелов Е.В./ под ред. Петрова Ю.А.

 

 

9 класс

Издательство «Дрофа». История России ХIХ начало ХХ века.

Ляшенко Л.М., Волобуев О.В.,

Симонова Е.В.,

Издательство «Просвещение». История России. 9 класс. В 2-х частях

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. А.В. Торкунова

Издательство «Русское слово». История России. 1801-1914 гг.

Соловьев К.А., Шевырев А.П./ Под ред. Петрова Ю.А.

 

 

10 класс

Издательство «Дрофа». История России начало ХХ – начало ХХI века.

Волобуев О.В., Карпачев С.П.,

Романов П.Н.

Издательство «Просвещение». История России. 8 класс. В 3-х частях.

Горинов М.М., Данилов А.А.,  Моруков М.Ю. и др./ Под ред. А.В. Торкунова

При переходе на линейную систему обучения материал учебников, закупленных до вступления в силу вышеуказанного приказа, может быть использован с учетом принятой синхронизации курсов истории в течение 5 лет. (Приказы Минобрнауки от 8 июня 2015 г. № 576 статья 2 и от 26 января 2016 г. №38, статья 2)

11. С 1 сентября 2016 года, продолжив работу по «старым» учебникам, которые не вошли в «Федеральный перечень…», учитель должен разработать рабочие программы по предмету «История» с учетом примерных программ курсов «История России» и «Всеобщая история», рекомендованных Минобрнауки, построенных на основе ИКС и авторских программ к учебникам, по которым работает учитель. Рабочая программа по предмету «История» может быть разработана в 2-х вариантах:

  • отдельно для курсов «История России» и «Всеобщая история»,
  • интегрированной для курсов «История России» и «Всеобщая история».

Структура рабочей программы по предмету определяется и утверждается локальным актом образовательной организации. В соответствии с ФГОС и письмом Минобрнауки от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» рабочие программы должны содержать:

•          планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

•          содержание учебного предмета;

•          календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

12. В 5-6 классах, обучающихся по ФГОС, должна быть организована внеурочная работа по истории, она может быть направлена на более глубокое усвоение истории через овладение обучающимися навыками работы с теоретическим материалом и различными источниками или организацию исследовательской и проектной деятельности, в том числе краеведческой направленности. Рабочая программа внеурочной деятельности должна содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности;
  • тематическое планирование.

 

 

Учебники по всеобщей истории, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253)

 

 

Название учебников

Авторы учебника

 

 

5 класс

Всеобщая история. История Древнего мира. Издательство «Просвещение»

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

История. Древний мир. Издательство «Просвещение»

Уколова В.И.

 

История. 5 класс. Издательство «Вентана Граф».

Майков А.Н.

 

Всеобщая история. История Древнего мира. Издательство «Дрофа».

Колпаков С.В., Селунская Н.А.

 

Всеобщая история. История Древнего мира. Издательство «Русское слово».

Михайловский Ф.А.

 

 

 

 

 

 

6 класс

Всеобщая история. История Средних веков. Издательство «Дрофа».

Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В.

История. Средние века. Издательство «Просвещение».

Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

 

Всеобщая история. История Средних веков. Издательство «Просвещение».

Агибалова Е.В., Донской Г.М.

 

Всеобщая история История Средних веков. Издательство «Русское слово».

Бойцов М.А., Шукуров P.M.

 

История Средних веков. 6 класс. Издательство «Вентана Граф».

Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C.

 

 

 

7 класс

 Всеобщая история. История Нового времени. Издательство «Дрофа».

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.

 

Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. Издательство «Просвещение».

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

 

История. Новое время. Конец XV -конец XVIII века. Издательство «Просвещение».

Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю.

 

Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век. Издательство «Русское слово».

Дмитриева О.В.

 

Всеобщая история. 7 класс. Издательство «Вентана Граф».

Носков В.В., Андреевская Т.П.

 

 

 

 

8 класс

Всеобщая история. История Нового времени. Издательство «Дрофа».

Бурин С.Н., Митрофанов А.А., Пономарев М.В.

Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Издательство «Просвещение».

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

 

История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. Издательство «Просвещение».

Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.

 

Всеобщая история. История Нового времени XIX-начало XX века. Издательство «Русское слово».

Загладин Н.В.

 

Всеобщая история. 8 класс. Издательство «Вентана Граф».

Носков В.В., Андреевская Т.П.

 

 

 

9 класс

Всеобщая история. Новейшая история

Издательство «Дрофа».

Шубин А.В.

 

Всеобщая история. Новейшая история.

Издательство «Просвещение».

Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа А.О.

История. Новейшее время. XX -начало XXI века. Издательство «Просвещение».

Белоусов Л.С., Смирнов В.П.

 

Всеобщая история. Новейшая история XX - начало XXI века. Издательство «Русское слово».

Загладин Н.В.

 

Всеобщая история. 9 класс. Издательство «Вентана Граф».

Хейфец В.Л., Хейфец Л.С, Северинов К.М. / Под ред. Мясникова B.C.

 

Учебники по всеобщей истории и истории России для 10- 11 классов,

рекомендованные к использованию при реализации образовательной программы

 (Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253)

 

Автор учебника

Название

класс

Издательство

Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В.

История. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни

10

ДРОФА

Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.

История. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни

11

ДРОФА

Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В. / Под ред. Мясникова В.С.

История. Всеобщая история. 10 класс: базовый уровень, углублённый уровень

10

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. / Под ред. Мясникова В.С.

История. Всеобщая история. 11 класс: базовый уровень, углублённый уровень

11

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Сахаров А.Н., Загладин Н.В.

История (базовый уровень)

10

Русское слово

Загладин Н.В., Петров Ю.А.

История (базовый уровень)

11

Русское слово

Уколова В.П., Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О.

История. Всеобщая история (базовый уровень)

10

Издательство «Просвещение»

Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. / Под ред. Чубарьяна А.О.

История. Всеобщая история (базовый уровень)

11

Издательство «Просвещение»

Загладин Н.В., Симония Н.А.

История. Всеобщая история (углублённый уровень)

10

Русское слово

Загладин Н.В.

История. Всеобщая история (углублённый уровень)

11

Русское слово

В обучении истории в 10-11 классах могут быть использованы в течение 5 лет учебники, закупленные на основании приказов Минобрнауки за 2012-2014 гг., но при этом учитель должен корректировать рабочие программы с учетом рекомендаций ИКС.

13. Новые УМК по отечественной истории, в которые входят рабочие тетради, электронные приложения к учебникам, атласы и хрестоматии по истории России содержат большие возможности для организации работы с одаренными детьми, как в рамках уроков истории за счет разноуровневых заданий, так и во внеурочной деятельности учащихся в проектной и исследовательской деятельности. Ориентируясь на одаренных детей, учитель должен активно привлекать в обучении истории источники по истории России, позволяющих формировать глубокие знания по ключевым историческим событиям и осмысливать историю своей страны.

14. В связи с тем, что в Базисном учебном плане присутствует предмет «История», объединяющий «Историю России» и «Всеобщую историю», и предпочтительно интегрированное изучение этих курсов, целесообразно сохранение в журнале единого названия предмета «История». Рекомендовано в соответствии с календарно-тематическим планированием оба курса записывать в единый раздел «История» без специального разделения между курсами «Всеобщая история» и «История России». Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок рекомендовано также в рамках единого предмета «История» в общепринятом порядке заполнения журнала.

 

Методическая помощь учителю истории будет оказана ТОИПКРО (сайт Историко-культурный стандарт). Кафедра гуманитарного образования: эл. адрес: linek53@mail.ru  тел.: 8(3822) 90-20-46